|
18.05.2010, 23:28 | #1 |
Местный
|
Табачники наступают на ЕврАзЭС
Табачное лобби затеяло новый, масштабный и опасный проект глобальной табачной индустрии в рамках Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Члены ЕврАзЭС – Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Узбекистан приостановил членство; Армения, Молдова и Украина имеют статус наблюдателей.
Генеральный секретарь – высшее административное лицо Евразийского экономического сообщества – Мансуров Таир Аймухаметович. Заместители Генерального секретаря ЕврАзЭс – Ворсин Евгений Николаевич, Глазьев Сергей Юрьевич, Мусатаев Мурат Хабдылжаппарович. Управляющий делами Интеграционного Комитета ЕврАзЭС – Баснин Леонид Сергеевич, руководитель департамента развития социально-гуманитарной сферы – Рахимов Ибод Хабибуллаевич. Суть проекта табачников – навязывание странам-членам ЕврАзЭС от лица Российской Федерации правил регулирования табачной отрасли – технического регламента ЕврАзЭС, базирующегося на российском Федеральном законе «Технический регламент на табачную продукцию» от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ.[1] Известно, что данный российский закон был разработан и принят в нарушение духа и буквы Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака. В частности, он открыто подготовлен самими табачниками, искусственно расчленяет реализацию конвенции на «производственный» и «здравоохраненческий» фрагменты, легализует термины типа «легкие», экзотические формы потребления табака, блокирует использование рисунков и пиктограмм в предупреждениях о вреде для здоровья на упаковке и т.д. Все это, а вероятно – еще большие выгоды для себя табачники хотят распространить на страны ЕврАзЭС. В соответствии с графиком разработки первоочередных технических регламентов ЕврАзЭС, утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств) от 12 декабря 2008 г. № 405, с учетом изменений, принятых Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств) от 11 декабря 2009 года № 473, разрабатывается технический регламент по табачной продукции. Сторона, ответственная за разработку технического регламента – Российская Федерация. Срок представления основы для проекта регламента на рассмотрение Рабочей группы – I полугодие 2009 г. Срок представления проекта регламента на рассмотрение Интеграционного Комитета ЕврАзЭС – IV квартал 2010 г. [2] В состав Комиссии по техническому регулированию, санитарным, ветеринарным и фитосанитарным мерам в торговле при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС входят представители соответствующих госорганов всех стран-членов ЕврАзЭС, среди которых ведущую роль играют представители национальных минздравов. Основными задачами Комиссии являются: «- формирование единой политики в области разработки и применения технических регламентов и гармонизированных с ними стандартов, которые могут использоваться для соблюдения требований технических регламентов (гармонизированных стандартов), медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм, правил и требований (далее именуются – технические регламенты, стандарты и требования) в отношении товаров (оказываемых услуг), ввозимых на территории Сторон; - подготовка предложений по принятию согласованных решений по вопросам применения технических регламентов, стандартов и требований при создании единой таможенной территории и осуществление контроля за исполнением этих решений с целью устранения технических барьеров в торговле, защиты жизни и здоровья людей, животных и растений, имущества, окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение;»… «…Информационное, правовое и организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Секретариатом Интеграционного Комитета ЕврАзЭС».[3] 5 апреля с.г. в г. Москве состоялось заседание Рабочей группы ЕврАзЭС по разработке проекта технического регламента «О безопасности табачной продукции». Уже само название документа представляет собой нонсенс, т.к. табачная продукция по определению не может быть безопасной. Следующее заседание намечено на июнь с.г.[4] Обращает на себя внимание, что в состав Рабочей группы по разработке технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности табачной продукции» входят представители только трех стран: Республики Беларусь, Казахстана и России, причем от России нет ни одного представителя от Минздравсоцразвития, а только от Минсельхоза и Минэкономики.[5] Фактически, состав рабочей группы, который возглавляет Свиридова Г.Н (начальник отдела Минсельхоза России) представлен в основном табачными организациями. Так, например, с Российской стороны на заседании присутствовало 6 представителей табачных кампаний из 10-ти членов рабочей группы, в общей сложности только 3 из 18-ти членов рабочей группы не были связаны с табачными кампаниями. Это прямое нарушение международных обязательств данных Россией, Белоруссией и Казахстаном по исполнению положений РКБТ, особенно статьи 5.3 по разработке политики независимой «от воздействия коммерческих и других корпоративных интересов табачной промышленности». Новая инициатива табачной индустрии по линии ЕврАзЭС угрожает всем странам-членам этой организации, но в первую очередь – Казахстану, так как техрегламент по табаку этой страны не включает в себя регулирование предупреждений на упаковке сигарет. Министерство здравоохранения Казахстана намеревалось продвинуть полноценный закон по предупреждениям на упаковке, однако данный процесс приостановлен в связи с действиями табачников через ЕврАзЭС. Мы считаем, что данная инициатива глобального табачного бизнеса прямо угрожает здоровью и благополучию народов, экономике стран ЕврАзЭС, грубо нарушает обязательства стран-сторон РКБТ ВОЗ. Мы просим Вас проинформировать уполномоченные органы государственного управления, экспертов, гражданское общество, международные организации для организации отпора данной инициативе табачной индустрии. Мы обращаемся к ВОЗ и международному гражданскому обществу с просьбой оказать возможную помощь. Считаем, что при разработке документов, регулирующих табачную проблему, страны ЕврАзЭС призваны опираться на РКБТ ВОЗ при лидерстве национальных минздравов, в соответствии с национальными планами по табаку. Необходимо привести работы в соответствие с Положением о Комиссии по техническому регулированию, санитарным, ветеринарным и фитосанитарным мерам в торговле при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС. В соответствии с этим, представляется необходимым полностью исключить участие в подготовке таких документов табачной индустрии, а также обеспечить сотрудничество с ВОЗ, гражданским обществом, СМИ. Скандальный российский техрегламент по табаку не может быть использован в качестве основы для регулирования табачной проблемы в ЕврАзЭС или где-либо еще. Мы поддерживаем деятельность ЕврАзЭС по защите здоровья и благополучия населения, которая уже успешно проводится при разработке и согласовании документов, рассмотренных на заседаниях Комиссии постоянных представителей при ЕврАзЭС, Интеграционного комитета ЕврАзЭС, Совета по социальной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС и Совета по здравоохранению при Интеграционном комитете ЕврАзЭС по вопросам и проблемам развития здравоохранения и социальной сферы, а также путям их решения. Имеется значительный потенциал в рамках Союзного государства, а также двустороннего сотрудничества в рамках СНГ. Полагаем целесообразным призвать экспертов, представителей гражданского общества стран ЕврАзЭС незамедлительно активно подключиться к работам национальных госорганов и Рабочей группы по подготовке техрегламента ЕврАзЭС по табачной продукции и координировать свои усилия. Таким образом можно будет способствовать достижению соответствия этого документа РКБТ ВОЗ. Президент Российской ассоциации общественного здоровья, советник Российской Федерации 1 класса, доктор политических наук, профессор, кандидат медицинских наук А.К. Дёмин [1] http://www.gosstandart.gov.by/txt/Ra...tabach-izd.pdf [2] http://www.gosstandart.gov.by/txt/Ra...grafik-raz.pdf [3] http://www.evrazes.com/about/comission/18 [4] http://www.gosstandart.gov.by/txt/Ra...rafik-prov.pdf [5] http://www.gosstandart.gov.by/txt/Ra...tabach-izd.pdf |