Гланая В избранное Написать письмо ФОРУМ
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
 

Новости трезвости

 

09.03.2011

«Империя трезвости»: «Казанское Общество Трезвости» (1892 - 1917 гг.) как социально-исторический феномен

Игорь Алексеев, Русская народная линия


Тезисы выступления на Первых научно-практические чтениях, посвящённых казанскому трезвенническому движению (г. Казань, 11 сентября 2010 г.) …

            В 2012 г. исполнится сто двадцать лет с момента создания одной из самых известных в дореволюционной России трезвеннических общественных организаций - «Казанского Общества Трезвости» (КОТ), опыт деятельности которого, не утратив по сей день своей актуальности, вполне может быть принят на вооружение современными борцами с пьянством и алкоголизмом.

КОТ было создано 30 июля (11 августа) 1892 г., по воспоминаниям организаторов, «с 10 членами и с десятью рублями». А уже к началу двадцатого века оно представляло собой настоящую «империю трезвости», включавшую в себя к 1 (14) января 1901 г. шестьдесят отделов (открытых не только в Казанской губернии, но и в других местностях Российской Империи - вплоть до Сибири) и разветвлённую сеть оздоровительных, просветительных и благотворительных учреждений (в том числе - не имеющих отечественных аналогов).

            Изучение истории становления и развития КОТ показывает, что столь феноменальный успех его деятельности был обусловлен целым рядом важных причин, следи которых необходимо выделить следующие.

            Во-первых, активное и бескорыстное участие в деятельности КОТ представителей различных сословных и профессиональных групп населения. Причём, прежде всего, это касалось представителей научной (главным образом, университетской) интеллигенции, чиновничества и православного духовенства, объединение которых вокруг идеи борьбы за народную трезвость не только сделало возможным самое создание общества, но и изначально предопределило его высокий интеллектуальный, научно-практический, духовно-нравственный и организационный «ценз». Достаточно упомянуть, что в состав Комитета КОТ, помимо его председателя А.Т.Соловьёва, в разное время входили профессора А.И.Александров (в дальнейшем - епископ Анастасий), Л.О.Даркшевич, Н.Ф.Катанов, епископ Андрей (князь А.А.Ухтомский), архимандрит Гурий (А.И.Степанов), игумен Иоасаф (И.И.Удалов), священники П.А.Рождественский, Н.М.Троицкий, казанский полицмейстер П.Б.Панфилов, член Судебной Палаты Н.Н.Галкин-Врасской, княгиня Е.П.Крапоткина и другие.

            Во-вторых, приоритетная поддержка КОТ со стороны высших представителей светской и духовной властей Казанской и некоторых других губерний, а также сочувствие к его делу известных государственных, общественных и религиозных деятелей. Идейная подготовка А.Т.Соловьёвым почвы для создания КОТ осуществлялась при поддержке Л.Н.Толстого и издателя И.Д.Сытина. Почётными членами КОТ являлись «всероссийский батюшка» протоиерей И.И.Сергиев (Кронштадтский), министр финансов С.Ю.Витте, Казанские губернаторы П.А.Полторацкой, М.В.Стрижевский, П.М.Боярский, Самарский губернатор А.С.Брянчанинов, архиепископы Казанские и Свияжские Владимир (И.П.Петров), Арсений (А.Д.Брянцев), Иаков (И.А.Пятницкий), член Государственного Совета Н.Н.Галкин-Врасской и другие известные лица.

            Конструктивное взаимодействие руководства КОТ с властями стало возможным как благодаря прямым личным контактам, так и непременному участию общества в реализации проводившихся на различных уровнях социально значимых мероприятий, а также активному взаимодействию КОТ с полицией и органами местного самоуправления.

Известно, что А.Т.Соловьёв обладал правом делать личные доклады Казанскому губернатору. А на «регистрацию» отделов КОТ уходили считанные дни. В своём докладе «Всероссийскому съезду по борьбе с пьянством», проходившему в 1912 г. в Москве, А.Т.Соловьёв отмечал, что: «Для открытия отдела в селе требуется только заявление Казанскому Комитету священника, члена Общества о желании открыть отдел. Ходатайство Комитета направляется Г[осподину] Казанскому Губернатору, и на третий день получался ответ о неимении препятствий к открытию отдела в селе таком-то, а потому меня удивляют жалобы на Съезде, что для открытия Общества Трезвости будто бы приходится тратить годы».

Показательными являются практика составления на селе при непосредственном участии отделов КОТ «общественных приговоров» о закрытии питейных заведений, а также прямого административного воздействия на торговцев «зельем» полицейских чинов. Так, например, как сообщалось в том же докладе, в Ягодной слободе Казани, благодаря «энергии помощника пристава», «шинки были прекращены» в течение месяца.

            В-третьих, успеху деятельности КОТ содействовало то, что упор в ней делался на реабилитационно-профилактическую работу духовно-просветительного, образовательного и трудоустроительного характера. Цель общества, в узком смысле, заключалась в том, чтобы «противодействовать употреблению спиртных напитков среди населения гор[ода] Казани и для сего помогать нуждающимся членам советами, материальными средствами и приисканием занятий», в широком, как «отрезвление русского народа, выяснение и указание ему истинного пути жизни».

            КОТ изначально занимало радикальные позиции в трезвенническом движении, пропагандируя полный отказ от употребления алкогольных напитков, признанных им (прежде всего, с медицинской точки зрения) ядом, и требуя от государства введения запрета на их производство и продажу. При этом главную причину самого пьянства большинство активистов КОТ усматривало в растущем отчуждении людей от Бога и их отказе от традиционно-христианских норм жизни. «Пьют люди потому, - указывал А.Т.Соловьёв, - что они не знают цели жизни человека-христианина, предписанной Господом нашим Иисусом Христом: «Ищите прежде всего Царства небесного, и всё остальное приложится вам, будьте совершенны, как и Отец Ваш совершен есть». Человек, поставивший так цель своей жизни, пить не будет, вечный труд над собой и для других будет его наслаждением, и у него не будет времени для увеселений и развлечений».

            В соответствии с этими принципами, КОТ последовательно проводило линию на постановку во главе своих отделов на местах священников и учителей - в то время самых авторитетных и влиятельных в духовно-нравственном отношении лиц на селе.

             В-четвёртых, КОТ отличало наличие чёткого религиозно-мировоззренческого, а с 1904 - 1905 гг. и политического стержня в его деятельности. На базе общества была создана первая в Казани и Казанской губернии правомонархическая организация - Казанский отдел «Русского Собрания», а затем - на базе его отделов - повсеместно открыты отделы «Союза Русского Народа». При признании известных осложняющих последствий данного выбора (закрытие «несогласных» отделов, отход от общества либерально настроенных деятелей, усиление критики со стороны «прогрессивных сил» и т.д.) и дискуссионного характера его целесообразности и правомерности, необходимо признать, что эволюция КОТ в данном направлении была подготовлена всем предыдущим ходом его развития и носила консолидирующий характер.

            Одновременно, в условиях повсеместного политического расслоения, это позволило КОТ сохранить и укрепить свою внутреннюю структуру и управляемость отделами, а также подтвердить свою лояльность властям, являющуюся одним из важнейших составляющих эффективности его функционирования. В то же время, после ликвидации в России монархического строя, данные обстоятельства послужили главной причиной фактического запрета и последующего уничтожения новыми «демократическими» властями КОТ, созданных им учреждений и, соответственно, прекращения издательской деятельности общества.

            В-пятых, важной составляющей успеха КОТ являлась его активная издательская и популяризаторская деятельность. С 1896 г. по апрель - май 1917 г. КОТ издавало журнал «Деятель» (который в 1900 г. рассылался в Берлин, Лозанну, Нью-Йорк, Париж, Софию, Токио и в другие города, а в 1901 г. в обмен на него получалось 142 «названия журналов и газет», в том числе иностранных), с 1905 по 1916 гг. - газету «Русь Православная и Самодержавная». Огромными тиражами издавалась и переиздавалась трезвенническая, лечебно-профилактическая, религиозно-духовная и популярно-историческая литература.

Неотъемлемой частью деятельности КОТ было также устройство в Казани Праздников трезвости (возрождённых в 1990-е гг. «Международной независимой ассоциацией трезвости») и иных массовых трезвеннических, патриотических и религиозных акций и торжеств.

Всё это, вкупе с иными причинами, и составляло «секрет» деятельности КОТ, опыт которой требует дальнейшего серьёзного изучения и осмысления.

Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук (Казань)

 

Впервые опубликовано: Алексеев И.Е. «Империя трезвости»: «Казанское Общество Трезвости» (1892 - 1917 гг.) как социально-исторический феномен// Традиционные чтения: Материалы первых научно-практических чтений, посвящённых казанскому трезвенническому движению (11 сентября 2010 г.)/ Эйфория. - 2010. - № 2 (120). - С.с. 14 - 17.

http://www.ruskline.ru/analitika/2010/09/16/imperiya_trezvosti_kazanskoe_obwestvo_trezvosti_1892_1917_gg_kak_socialnoistoricheskij_fenomen/
http://rusk.ru/st.php?idar=103796



Вернуться к списку новостей
Вернуться на главную страницу
Оригинальная идея - Приморское отделение СБНТ