Гланая В избранное Написать письмо ФОРУМ
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
 

Новости трезвости

 

10.04.2013

Пьянство на Руси всегда почиталось за грех, поэтому боролись с ним нещадно. На рубеже XIX и XX веков «зелёный змий» окреп и приобрёл угрожающие размеры.


Правительство включилось в борьбу за трезвость – в стране пропагандировали и поддерживали здоровый образ жизни, стараясь переломить пагубную склонность части мужского населения (тогда женщины, к счастью, пили не наравне с мужчинами) к употреблению алкоголя, в том числе и не­умеренному. Предпринимались попытки занять свободное время людей более достойным и полезным досугом.


ФОТО + ИНФОГРАФИКА


Первые общества трезвости в России стали возникать в конце 1850-х годов. Новый всплеск общественной активности в борьбе за трезвый образ жизни явно проявился с середины 1880-х годов. Выразилось это и в том, что на сельских сходах в ряде волостей крестьяне стали давать зарок не упо­треблять спиртного в течение определённого времени, например целый год.


В Шовской волости Лебедянского уезда по приговору крестьянского схода местные жители с 1 июля 1882 года не должны были посещать питейные заведения. Причина следующая – 8 мая того же года три местных крестьянина, находясь в кабаке, завели между собой спор из-за 10 копеек. Спор, как это часто бывает, перешёл в драку, во время которой один из участников ударил другого по голове, в результате чего тот и скончался. Нынче такими новостями никого не удивишь, наша реальность – сплошная жуть. А раньше, когда совесть у людей не до конца была засыпана хламом безнравственности, подобные случаи будоражили сознание людей. А посему местные крестьяне несколько раз пытались ограничить деятельность кабатчиков в Шовском.


В январе 1883 года сход постановил закрыть все шесть кабаков, находившихся на территории волости. Однако всё дело портило то, что рядом с селом кроме земель крестьянской общины располагались участки других землевладельцев, которые за хорошую плату выразили готовность предоставить место для организации новых питейных заведений. Да и в самой крестьянской среде отношение к закрытию кабаков было разное. То же самое, что и сейчас. Есть люди, которые нынешнюю борьбу с алкоголем называют не иначе как очередной кампанейщиной. А владельцы киосков, в которых запретили продавать пиво, долгое время «горячили» общественное мнение своими митингами и страшными рассказами про грозящую продавцам безработицу, а хозяевам – банкротство.


В былые времена борьбу с пьянством активно вела и Православная Церковь. Она, кстати, сохраняет свою последовательную позицию в этом вопросе уже не одно столетие. Наиболее энергичные и ответственные священники, понимавшие глубину проблемы, пыталась вразумить паству и предпринять меры к ограничению потребления прихожанами водки. Они хотели добиться того, чтобы люди часы досуга не убивали в питейных и других увеселительных заведениях, а проводили их с пользой для души и ума. Для этого при церквях стали организовывать общества трезвости. К началу 1911 года в России было более 1800 таких объединений. В них входило около полумиллиона человек, и почти 95 процентов обществ создавались священниками при церквях.


Общество трезвости при Ново-Казанском соборе в Лебедяни было создано в 1891 году. Каждое воскресенье добровольные трезвенники в 4 часа пополудни собирались в соборном храме города, где священник в сопровождении хора певчих совершал службу, читая акафисты Спасителю, Божией Матери и святым. В заключение он обращался к пастве с нравоучением о пользе трезвости. На такие богослужения собиралось около 400 человек. Имена членов общества заносились в специальный список, и священник молился об их здравии и воздержании от пьянства.


В ноябре 1891 года общество трезвости было организовано священником в селе Тёплое Лебедянского уезда. После двух лет существования в нём состояло 20 мужчин и 3 женщины. За год компания пополнилась только тремя раскаявшимися пьяницами.


Вступавшие в ряды общества жители села давали обещание не употреблять алкоголь по меньшей мере в течение одного года или отказывались от него навсегда. После чего их имена записывались в «Книгу трезвости». Покровителями общества считались бессребреники и чудотворцы Косьма и Дамиан, поэтому каждое собрание начиналось и кончалось общим пением тропаря святым.


Члены общества трезвости старались привлечь в свои ряды односельчан. Грамотным активистам раздавали брошюры о вреде пьянства, приобретаемые на средства церковно-приходского попечитель­ства. Они читали их вслух в своих семьях, родственникам и знакомым. В 1893 году за активную деятельность члены общества удостоились подарка от епископа Тамбовского и Шацкого Иеронима во время его пребывания в селе – комплекта книг и брошюр о вреде пьянства.


К обществу трезвости местное население относилось скептически. Тяга к алкоголю была настолько сильной, что даже сельские сходы, созываемые для решения общих проблем, частенько превращались в коллективные пьянки. Поэтому в объединение трезвенников не спешили вступать. В итоге на две тысячи сельских жителей приходилось всего два десятка членов общества трезвости. И это при столь авторитетном и энергичном священнике!


В соответствии с распоряжениями правительства 1 января 1901 года в Лебедяни начал действовать уездный комитет попечительства о народной трезвости. Он должен был вести всестороннюю работу по ограждению простого люда от злоупотребления спиртными напитками, распространять сведения о вреде неумеренного употребления алкоголя. Комитету также вменялось в обязанность создавать возможности для населения проводить свободное время вне питейных заведений. Также он должен был следить за тем, чтобы торговля крепкими напитками производилась согласно установленным правилам.


Возглавлял Лебедянский комитет попечительства уездный предводитель дворянства, а его членами были: председатель земской управы, городской голова, уездный исправник, воинский начальник, городской судья, податной инспектор, протоиерей соборного храма, земские начальники... Таким образом, чиновникам и деятелям местного самоуправления вменяется в обязанность бороться с пороком. Учитывая тот факт, что заниматься борьбой с пьянством надо было помимо выполнения основных обязанностей, трудно было ожидать от должностных лиц энергии и инициативы в этом деле.


Но определённая работа в городе и уезде комитетом попечительства проводилась. И финансировалась она правительством. В 1902 году на улице Казанской (ныне Почтовая), как раз напротив торговых рядов, в двухэтажном доме мещанина М. И. Голева комитет попечительства о народной трезвости открыл чайную. Арендный договор сроком на три года за 400 рублей в год от имени комитета заключил городской голова Е. Л. Морозов. Хозяин дома передал в пользование чайной ещё и мебель с посудой.


Чайную-столовую открыли 10 ноября 1902 года. В ней же с 14 ноября начался новый сезон народных чтений, которые проводились в городе с 1894 года и пользовались большой популярностью. Таким образом, в чайной-столовой за чашкой чая можно было пообщаться, почитать газету или журнал, принять участие в народных чтениях и послушать хор воспитанников местной прогимназии и уездного училища.


Однако государству, церкви и общественности так и не удалось переломить отношение народа к потреблению алкоголя. В том числе в Лебедянском уезде, несмотря на предпринимаемые уездным комитетом попечительства о народной трезвости меры, в ряде сёл пьянство было почти обыденным явлением. Вот как описывал местные нравы в своей корреспонденции из села Куймань, опубликованной в «Тамбовских губернских ведомостях» в 1903 году, один из очевидцев происходящего.


«Проходит другой год по открытии у нас казённой продажи вина и почти год по открытии обществом трезвости чайной лавки; за это время кой к чему присмотрелись, и в глаза более всего кидается пьянство, о котором и приходится поговорить. До 1897 года в нашем большом селе было несколько винных лавок, около них временами толпились пьяные, а огульное пьянство водилось на сходках, но благодаря энергии земского начальника это искоренилось. В этом же году в Куймани открылся по вторникам еженедельный базар и при нём трактир или винная лавка с распивкой на месте, одна – вместо бывших всех; вот тут-то и водворилось вновь бесшабашное пьянство непрестанно, а в базарные дни – в особенности, и это продолжалось до введения монополии. Что творилось в трактире, известно одним постоянным посетителям этого заведения; смело скажу, что не трактир это был, а вертеп разбойников, потому что добрым людям в нём места не было. Вот наше доброе прошлое.


Обратимся к настоящему. С введением казённой продажи вина, т. е с 1-го июля 1901 года, трактирные безобразия всей тяжестью обрушились на казённую винную лавку: она в летнее время весь день осаждалась ватагами пьяных, причём распивали они вино у самого входа в лавку на большой дороге, пили по обеим сторонам лавки на площадях, шумят, ругаются непечатными словами и страшно дерутся. Живыми свидетелями этих ужасов присутствуют несчастные обоего пола дети, поучаясь тут уму-разуму. На зиму эти пьяные ватаги убираются в избы (и казёнка пользуется покоем); но понятно, что доб­рый хозяин не пустит их к себе в избу, а всегда ютятся они у таких, которые не дорожат спокойствием семьи, лишь бы самому быть пьяным, и они, т. е. такие хозяева, в цели своей не ошибаются: день и ночь они пьяны. Это, пожалуй, беда ещё небольшая – такой пьяный хозяин вредит лишь самому себе, а вот другого рода притоны, где хозяином потихоньку ведётся тайная продажа вина (днём они открыты для всех), там вершатся якобы домашние дела: купля, продажа, мена, обман, драка, мировая, словом, все дела, которые не обходятся без магарыча. Ночью же посетителями этих притонов являются преимущественно молодые люди, да не с пустыми руками, и несут они туда не избытки, снисканные честным трудом, они несут разные краденые вещи, мешки с хлебом без веса; несут всё такое, что в «казённой» не принимается».


Такую безрадостную картину падения нравов в одном из крупнейших сёл Лебедянского уезда наблюдал автор статьи.


И всё-таки, несмотря на столь удручающее описание, повального пьянства русских людей до революции не было. Это всего лишь укоренившийся в нашем сознании миф. Чтобы быть объективными, посмотрим данные статистики. Оказывается, в России в конце XIX века душевое потребление алкоголя во всех напитках составляло 0,21 ведра (1 ведро – 12,3 литра) по империи и 0,23 ведра для европейской части. По этому показателю страна занимала 11-е место в мире. А первенствовала Франция, где потребление алкоголя составляло 1,35 ведра на душу, то есть в 6,4 (!) раза больше, чем в России.


Выводы напрашиваются сами собой. Проблема, существовавшая сто лет назад, существует и теперь. Но в наши дни она стала угрожать национальной безопасности страны. Сегодня среднедушевое потребление алкоголя, по некоторым подсчётам, достигло 26 литров (!) в год на душу населения. Совершенно очевидно и то, что наскоком или отдельной кампанией проблемы не решить. Жёсткие запретительные меры также ничего не дадут. Нельзя через колено ломать сложившуюся психологию значительного слоя людей. А нужно постепенно, годами и десятилетиями, решать целый комплекс социальных и других проблем, в том числе связанных с повышением культурного и образовательного уровня молодёжи и взрослых, пропагандой здорового образа жизни, созданием условий для полноценного досуга, занятий физкультурой и спортом. Только при этих условиях можно справиться с пагубной привычкой, которая стала национальной болезнью.

http://www.lpgzt.ru/aticle/29981.htm



Вернуться к списку новостей
Вернуться на главную страницу
Оригинальная идея - Приморское отделение СБНТ