17.12.2013
Российское общественное народное движение «За трезвую Россию» Союз борьбы за народную трезвость 105203, г. Москва, Измайловский пр-т, 115-а - 6, trezvo@yandex.ru |
Исх. № 64
9 декабря 2013 г.
Президенту России
Путину В.В.
Председателю Правительства
Российской Федерации
Медведеву Д.А.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
На совещании в Сочи 12 августа 2009 г. Президентом Российской Федерации со всей определенностью было заявлено: «…алкоголизм приобрёл в нашей стране характер национального бедствия».
В соответствии с поручением Президента была разработана «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года» (далее - Концепция), которая одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р.
Все здравомыслящие люди с одобрением восприняли этот документ и расценили его как поворот власти к государственной политике, ориентированной на трезвость, на оздоровление нации, на восстановление в стране порядка и государственности.
Одной из главных целей Концепции является значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции. А именно:
- на первом этапе (2010-2012 годы) снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 15 процентов;
- на втором этапе (2013-2020 годы) снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 55 процентов, а также создание условий для дальнейшего постоянного снижения потребления алкогольной продукции.
Однако, как нам представляется, под давлением алкогольного бизнеса и его лобби во власти, идет торможение и даже откат от взятого курса на снижение потребления алкоголя. Так правительством принято решение о поддержке винодельческой отрасли, пробивается вопрос замораживания роста или даже снижения акцизов на алкогольную продукцию. На местах же повсеместно происходит саботаж государственной антиалкогольной политики: массовые нарушения антиалкогольного законодательства, принимаются местные законы и решения, ослабляющие требования федеральных законов. Никакого эффективного государственного контроля и пресечения нарушений, на наш взгляд, нет.
У нас нет достоверных данных по снижению потребления алкоголя по стране, хотя Концепцией было определено, что должна быть «информационная открытость результатов проведения мер, направленных на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией». Нам представляется, что цель первого этапа – снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 15 процентов не была достигнута. Например, ИА «Хакасия» год назад сообщило, что душевое потребление алкоголя неуклонно продолжает расти, а на каждого жителя Хакасии приходилось 17,6 литра горячительного зелья. И это не удивительно. В Хакасии ведут торговлю спиртным 2 887 торговых точек (одна на 184 жителя, включая стариков и младенцев), в Абакане – 699 торговых точек (одна на 226 жителей). И при этом депутаты Абаканского горсовета 5 ноября с.г., с подачи мэра, принимают решение уменьшить расстояния, на которых не допускается продажа алкоголя, «для детских организаций – с 80 до 50 м, для образовательных организаций – с 120 до 80 м». Аргумент: «Действующие в Абакане нормы на практике могут сократить в городе деятельность лицензированной розничной реализации алкогольной продукции». Эти «страшные» нормы были приняты депутатами в апреле с.г., но «на практике» никакого сокращения сделано не было. Решение сократить расстояния принято также с явным нарушением принципа, провозглашенного Концепцией: «обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка».
Не выполняются или выполняются не в должном объеме и многие другие меры по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, определенные Концепцией:
- организация в средствах массовой информации кампаний, направленных на укрепление общественной поддержки существующих или новых стратегий борьбы со злоупотреблением алкогольной продукцией;
- разработка и установление механизма координации информационных и обучающих программ и проведение кампаний по формированию здорового образа жизни среди различных слоев населения и возрастных групп;
- пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи;
- включение в основные и дополнительные общеобразовательные программы тематических вопросов по профилактике употребления алкогольной продукции среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
- разработка и реализация мер антиалкогольной политики в местах работы граждан…
- ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы алкогольной продукции, привлекающей общественное внимание, особенно детей и молодежи (большинство СМИ, особенно, телевидение, продолжают пропагандировать алкоголепитие, ведут скрытую рекламу алкогольной продукции);
- ограничение проведения нацеленных на содействие потреблению алкогольной продукции мероприятий, в том числе винных, пивных фестивалей и конкурсов;
- принятие мер по поддержке общественных и религиозных организаций в пропаганде и осуществлении инициатив, направленных на противодействие злоупотреблению алкогольной продукцией.
(по этим пунктам, делается, скорее всего, все наоборот)
Для успешного выполнения целей Концепции считаем необходимым создать специальный государственный орган, координирующий и контролирующий ход выполнения Концепции, как в центре, так и на местах. И возглавить этот орган, на наш взгляд, может помощник Председателя Правительства Г.Г. Онищенко. Онищенко, возглавлявшему много лет Роспотребнадзор, лучше других известна алкогольная проблема, и именно он, один из немногих государственных деятелей, постоянно и бескомпромиссно выступает за здоровый, трезвый образ жизни.
Пользуясь случаем, хочется высказать и еще одно предложение, которое поможет достижению целей Концепции. Уже много лет продолжается безуспешная борьба по установлению территорий без алкогольной и табачной торговли вокруг детских, образовательных, культурных, спортивных учреждений. И борьба эта будет безрезультатной, пока будет существовать установка, что любая и каждая продовольственная торговая точка может и должна иметь лицензию на продажу спиртного. Но, хотели бы мы признавать, или не хотели – алкоголь, как и табачная продукция, являются легальными наркотиками, то есть, весьма специфическим товаром. И потому продаваться они должны в специализированных магазинах, отдельно от пищевой продукции. Взяв курс на вынесение алкогольной и табачной продукции в специализированные магазины, мы автоматически решим проблему с созданием трезвых территорий вокруг детских, образовательных, культурных, спортивных учреждений, реально обеспечим запрет на продажу таких товаров молодежи до 18 лет (или до 21 года, если такое решение будет принято). В то же время, мы сможем добиться более разумных, «цивилизованных» норм доступности алкогольной и табачной продукции. На примере Хакасии мы показали сверхсервис торговли, сверхдоступность алкогольной продукции – одна точка на примерно 200 жителей. В большинстве стран Европы, США эти нормы на порядок, а то и на два выше, не говоря уже о ценовой доступности, которая там кратно ниже. В Швеции, например, всего ОДИН винно-водочный магазин на 25 тысяч человек (http://www.alkoinfo.ee/ru/faktid/alkoholi-kaettesaadavus). И, похоже, всем пристрастившимся к спиртному хватает – очередей нет. Зато туда не идет молодежь, не покупают походя алкогольную отраву и т.н. «культуропитейщики». Подумайте над этим, пожалуйста.
Со своей стороны ответственно заявляем, что при таком последовательном проведении государственной антиалкогольной политики, политики, направленной на отрезвление народа, трезвенническое движение в лице Российского общественного движения «За трезвую Россию», Общероссийской ОО «Союз борьбы за народную трезвость» (СБНТ), Общероссийского объединения «Оптималист» будет оказывать всемерную поддержку и помощь в реализации Концепции.
Сопредседатель РОД «За трезвую Россию» п/п В.Г. Жданов
Первый зам. председателя СБНТ п/п Г.И. Тарханов
Председатель Общероссийского объединения «Оптималист» п/п В.И. Кутепов
Первый зам. председателя СБНТ п/п Г.И. Тарханов
Председатель Общероссийского объединения «Оптималист» п/п В.И. Кутепов
Вернуться к списку новостей
Вернуться на главную страницу