15.04.2015
Алкоголь хотят убрать в спецмагазины
В Минздраве считают, что данная мера уже давно показала свою эффективность во многих странах мира
Алкогольные «напитки» могут исчезнуть с полок обычных продуктовых магазинов – их, возможно, станут продавать только в специализированных торговых точках. Как сообщил «Известиям» главный психиатр-нарколог Минздрава Евгений Брюн, он намерен поднять вопрос об изменениях законодательства в области продажи алкогольной продукции на уровне министерства. В пресс-службе Минздрава сообщили о готовности ведомства к обсуждению инициативы и отметили, что данная мера уже давно показала свою эффективность во многих странах мира. Эксперты утверждают, что сейчас продажи спиртного составляют 12% от общей выручки супермаркетов и около 40% – от выручки магазинов «у дома».
В пресс-службе Минздрава говорят, что алкоголь на прилавках супермаркетов соблазняет некоторых россиян, не собиравшихся выпивать.
— Размещение на полках продуктового магазина красочно оформленных бутылок со спиртными напитками стимулирует покупку этого товара даже у тех, кто не планировал перед походом в магазин приобретение спиртного. Не менее, если не более важно, что в продуктовые магазины вместе с родителями или самостоятельно приходят дети и подростки и ярко оформленные витрины винного отдела могут спровоцировать у них нежелательный интерес к алкоголю, — утверждают в пресс-службе Минздрава.
По словам автора идеи Евгения Брюна, алкоголь должен быть сосредоточен в специализированных отдельных магазинах малой доступности.
— Сейчас часто продают алкоголь и табак в магазинах прямо в жилых домах. И мы видим – мужики выходят, покупают, потом тут же, у магазина, пьют и курят. А рядом находятся дети и всё это видят – вот вам и реклама, — сетует Брюн.
Он отмечает, что алкогольный рынок в случае принятия изменений сократится.
— И это правильно, именно бизнес пытается алкоголизировать население, — считает главный нарколог страны.
Брюн также отметил, что за последние 5 лет россияне всё же стали пить меньше.
— Потребление алкоголя снизилось с 18 л чистого спирта в год на душу населения до 13,5 л. Этого удалось достичь усилиями государства по снижению доступности алкоголя и сокращению рынка спиртного (вот тут Брюн не прав, результат достигнут не только ограничениями доступности, но и огромной просветительской деятельностью общественных организаций и частично СМИ – ред.), — говорит Брюн.
Гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз сообщил, что торговля спиртным в спецмагазинах уже действует в скандинавских странах (Финляндия, Дания), а с 1 января 2015 года на уровне местного закона была введена в Республике Саха (Якутия).
— Нужно посмотреть, будет ли это работать в Якутии, и уже потом обсуждать возможность распространения этого опыта в целом по стране, — говорит Дробиз
Эксперт пояснил, что алкоголь составляет около 12% продаж в гипер- и супермаркетах и около 40% продаж в небольших магазинах формата «у дома».
— И небольшим магазинам будет выгоднее перестать продавать продукты и назваться алкомаркетом, этот процесс уже начинается в Якутии, — утверждает Дробиз (что бы еще мог сказать главный рупор алкобизнеса – ред.).
В свою очередь, член Общественной палаты РФ, руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев считает, что продажа спиртного только в спецмагазинах снизит алкоголизацию населения.
— Любого рода ограничительные меры дают положительный эффект. Но насколько экономика и общество сейчас к этому готовы – вопрос дискуссионный. В кризисный период малый и средний бизнес, по которому мера нанесет удар, имеют определенный политический вес и наверняка будут против, — опасается Хамзаев (понятно, что алкобизнес будет против, надеюсь, что «Трезвая Россия» во главе с членом ОП РФ Султаном Хамзаевым «ЗА!» – ред.).
Председатель комитета по экономике московского отделения объединения предпринимателей «Опора России» Алексей Каневский подтверждает предположения общественника.
— Это вытеснит с рынка тысячи малых предпринимателей, и миллионы людей останутся без работы. Сейчас особенно неудобное время для таких нововведений, когда люди стараются выжить за счет этого актуального сегмента [алкоголя], — объясняет Каневский.
При этом, по его мнению, открыть алкомаркет захотят немногие бизнесмены.
— Это много инфраструктурных моментов, наверняка придется проходить лицензирование. А на одном алкоголе магазин не проживет – специально только за спиртным вряд ли кто-то пойдет, тем более, учитывая повышающиеся цены. Так народ снова начнет покупать нелегальное спиртное у таксистов, что к снижению алкоголизации не приведет, — считает Каневский (понятно, любимое пугало спаивателей вновь поднимает на щит «алкогольная опора России» – ред.).
Напомним, в ноябре 2014 года группа депутатов Госдумы от ЛДПР подготовила проект закона о внесении изменений в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Предлагалось последовать опыту реализации табачных изделий и убрать из зоны видимости в магазинах продаваемую алкогольную продукцию. Эта идея не получила одобрения в Минздраве.
В тексте курсивом мои комментарии и мой комментарий на сайте:
Спорить не о чем, господа-товарищи – мера абсолютно адекватная и давно проверенная. Никакого запрета в ней не присутствует, только ограничение доступности и "ненавязчивого" навязывания алкогольной отравы тем, кто без нее спокойно может обойтись, в том числе – подросткам, молодежи. Тем же, кто сидит на "алкогольной игле" – пожалуйста, в спецмагазин. Там вам такой ассортимент устроят и такую рекламу создадут – залюбуетесь.
Ну а стоны по поводу малого бизнеса и "бедных" супермаркетов, которые не выживут без алкогольной отравы, выеденного яйца не стоят. Правильно кто-то написал – зачем нужен бизнес, построенный на горе, несчастьях, здоровье и жизни людей, на нравственном разложении общества и экономических потерях государства (не путать с алкобизнесом)? «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года», принятая еще в 2009 году, основополагающим принципом в решении алкогольных вопросов определила: «обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка».
Ну, а предложения "сначала кризис преодолеть, потом решать алкогольные проблемы", просто смешны. С каких это пор преодолевать трудности, решать проблемы на пьяную голову стало легче, чем на трезвую?
Ну а стоны по поводу малого бизнеса и "бедных" супермаркетов, которые не выживут без алкогольной отравы, выеденного яйца не стоят. Правильно кто-то написал – зачем нужен бизнес, построенный на горе, несчастьях, здоровье и жизни людей, на нравственном разложении общества и экономических потерях государства (не путать с алкобизнесом)? «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года», принятая еще в 2009 году, основополагающим принципом в решении алкогольных вопросов определила: «обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка».
Ну, а предложения "сначала кризис преодолеть, потом решать алкогольные проблемы", просто смешны. С каких это пор преодолевать трудности, решать проблемы на пьяную голову стало легче, чем на трезвую?
Г.И. Тарханов,
первый зам председателя СБНТ
первый зам председателя СБНТ
Вернуться к списку новостей
Вернуться на главную страницу