01.04.2012
МОНСТР С БУМАЖНЫМ СЕРДЦЕМ
(интервью с Александром Клименко)
– Сегодня о необходимости реформ системы образования и воспитания не говорит только ленивый. На дворе 21 век, и он диктует свои законы и коммуникации. Хотелось бы говорить больше не о проблемах, а о решениях.
Сегодня мы будем говорить о жизни и здоровье детей. С нами будет делиться опытом, руководитель творческого объединения ”Середовище Буття” Александр Клименко.
Я побывала на серии Ваших работ, на темы: “Наркотики. Наркомания. СПИД. Прививки от безумия” и “Добрачный секс. Воспитание чувств”. Трудно сразу определить, что это было? Театр? Шоу? Перфоменс? Лекции? Не совсем. Форма, которая предполагает сокращение дистанции между зрителями и сценой, немного пугает. Но ни одного равнодушного в зале. Можно стать непосредственно режиссером, консультантом, психологом. Это необычно и интересно. У Вас красивые, добрые и лёгкие работы. Как называется этот метод?
– Сложно однозначно ответить, там столько разного намешано. Конечно, лучше было сказать «синтезировано».
– Это что-то новое?
– Я не люблю слово «новое». Им часто манипулируют вдохновенные дилетанты. Классические формы воспитания и образования постепенно переходят в ранг традиций. Они хорошая база, школа, трамплин для прыжка дальше. Об этом можно долго говорить. А у нас получился некий синтез театральных и коммуникативных технологий. Мы назвали его «Коллективное совещание с использованием элементов интерактивного театра на основе мощного драматического ядра».
– Я под огромным впечатлением от Вашей работы. Я такого никогда не видела.
– Нам все об этом говорят.
– Расскажите немного об интерактивных формах.
– Практика показала, что именно такой подход, в отличие от «традиционных» (пассивных форм) воспитания и профилактики, имеет комплексное влияние на аудиторию; выводит проблему из ранга теоретических размышлений и представлений в наглядную, практическую плоскость, что формирует именно практический смысл наших мероприятий. Мы моделируем конфликты и предлагаем выходы из сложившихся ситуаций, и зрители предлагают. За счет непосредственного участия зрителей (интерактивная часть) в решении наглядных, узнаваемых (драматическая часть) проблем, провоцируется личный (наблюдённый) опыт выхода из кризисных ситуаций; создается коллективный опыт формирования позитивных моделей поведения. Это приводит к тому, что та часть молодежи, которая потенциально готова перейти критическую границу, зная о последствиях, получает эмоционально-информационную прививку к определенным опасным поступкам.
– Чем был вызван интерес к социальным тематикам?
– Я с настороженностью отношусь к слову социальность. Оно напоминает мне наш недавний ЭССЭРный инкубатор с агитбригадами, госзаказами, госстандартами, в том числе, и мышления. Мы социально-полезны, – так будет правильно и полно.
– Хорошо, давайте заменим слово социальность на актуальность.
– Давайте по порядку. По поводу интереса. Это была больше необходимость, личное возмущение. Не могу я спокойно относится к статистике смертности и плачевным перспективам. Когда мне из телевизора говорят, повторяют и аргументируют о вырождении Нации… я становлюсь воинственным. Не могу я одиноко стоять с плакатом… или в толпе активистов выкрикивать слоганы. Всё это – кричать на зелёного змия или махать плакатами на наркомафию. Сколько лет машем. Всё это – пугать носорога крапивой… Покричали, помахали, взбодрились или наоборот, выпили капель сердечных и разошлись. Не могу я спокойно созерцать примеры деградации и вырождения Нации.
– Кто виноват?
– (улыбается) Герцен. Кто виноват и, что делать? – извечный вопрос. На наш взгляд, в нынешней системе образования и семейной педагогике недостаточно уделяется внимание современным практикам воспитания и социальной компетентности молодых людей (в т.ч. развитии соответствующих качеств). В связи с этим молодой человек, который вступает в самостоятельную жизнь, не всегда имеет адекватные знания и модели поведения. Вследствие этого он/она или избегает участия в событиях, или (более чем иногда) перенимает случайные (в т.ч. модные), неадекватные, деструктивные, а иногда даже опасные программы и модели поведения. По нашему убеждению, в нашей Стране не существует более актуальной проблемы, чем проблема здоровья, репродуктивного здоровья, смертности; что проблема распространения курения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ/СПИДа (особенно среди молодёжи) обрела масштаб ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАГЕДИИ и уже не угрожает, а явно, нагло и цинично уничтожает Нацию и генофонд Нации. Здравомыслящие люди (в первую очередь родители) крайне обеспокоены сложившейся ситуацией, безутешными перспективами, недостаточным качеством мероприятий по профилактике негативных явлений и воспитания молодёжи. Учитывая данные ужасающей статистики, у нас есть все основания утверждать, что большинство действующих проектов и программ по нравственному воспитанию и профилактике негативных явлений (в т.ч., смертности), являются малоэффективными (читать: почти бесполезными). Таким образом, до сих пор остаются не решенными проблемы: криминализации молодежной среды; снижение культурного уровня; моральных и этических норм; снижение психофизического и репродуктивного здоровья Нации; катастрофического распространения наркомании, гепатита, ВИЧ/СПИДа и других смертельных болезней. Похвалить нас можно только за старания. Поздравить нас не с чем… пока.
– Но все говорят о достижениях улучшениях и процентах.
– Говорят. Пусть мамам на кладбище, на похоронах, расскажут об улучшениях, повышениях и тех процентах. Пусть там расскажут об эффективности своей работы. И заглянут в глаза. И до конца выслушают правду, попробуют спокойно пережить этот крик. Рано говорить о позитивном росте. Пока мы не можем остановить деструктивные процессы, деградацию и вырождение Нации.
– Я сама не редко видела раздражение, когда, ссылаясь на печальную статистику, ставила под сомнение єфективность работы некоторых чиновников. А власти?
– И я видел эти лица. Статистика – это оценка. Вот и не согласны они. Многое умалчивается. Несостоятельность и/или бездействие – пособничество нарко и алко мафии. Вот и не согласны они с данными статистики. Ещё пора выяснить: „Кто, чем занимается? И где результат? И куда, если обещанных результатов нет, уходят деньги налогоплательщиков?”
– Тогда выходит, что никто не виноват?
– Выходит, что так. Но статистика беспощадно перечёркивает слабосильные потуги изменить ситуацию. Правда всегда отрезвляет. Горе, это чудище не один год ползёт по Украине. И это не «соринка в глазу». Брёвна, сколоченные накрест, упорно укрывают нашу страну. И этого нельзя не заметить. Пока ситуация не изменится, можно считать, что нет у Вас и у нас достижений! Есть процесс, попытки. Только не говорите, что мы старались. Все мы старались.
– Что на Ваш взгляд необходимо делать? С чего начинать?
– Всегда с правды нужно начинать. Нужно услышать данные статистики и, какое будущее нас ожидает, если не изменить ситуацию. Всем учереждениям, институциям по воспитанию молодёжи и общества; специалистам, родителям и всем сознательным людям пришло время отодвинуть чувство собственной важности… набраться трезвомыслия, мужества и признать или признаться в том, что все мы, относительной бездеятельностью (и/или несостоятельностью), внесли лепту в часть той страшной статистики, которю мы имеем. К величайшему сожалению и стыду, результатом такой „работы” (страний) есть – соответствующие места в Европе и Мире по детскому и подростковому алкоголизму; темпам распространения наркомании и ВИЧ/СПИДа; темпам снижения количества населения (в т.ч. деградации Нации). Необходимо не пытаться делать, а делать. С правды нужно начинать. Наркомания и алкоголизм – это следствие. Наркоманию и алкоголизм мы считаем разновидностью суицида. Остаётся разобраться в причинах, от чего бежит наша молодёжь?
– Не только молодёжь.
– Не только. Наиболее честно на этот вопрос отвечают сельские алкоголики. Я неоднократно спрашивал, чего они пьют, спиваются. Ответ один: «А, что ещё делать?» Когда накапливаются не решенные или не разрешимые ситуации. Когда многие люди днём работают, чтобы вечером было что поесть. Когда человек не видит перспектив и смыслов так жить, тогда и начинается это «убиться» или «забыться». Сотни управлений, десятки министерств годами работают… как окультисты, как язычники денно и нощно выписывают волшебные слова, которыми можно было остановить наркоманию и алкоголизм. Только дело не в постановлениях, приказах, словах, слоганах и плакатах. Думаю, что они сами не верят в результат. И дети чувствуют это. Вот и верят дети наши барыгам гнилым. Ударим по наркомании, алкоголизму, СПИДУ плакатами и разговорами – горчичниками и анальгином! Каждый год ударяют! И, что? Где результат? – Без нас было бы ещё хуже! – скажут они. – А неизвестно, – подумаем и снова промолчим мы. Ещё нужно исключить из формулировок двойные трактовки. Чтобы не выходило: «Если есть злоупотребление водки и наркотиков, то должно быть и доброупотребление». В этом контексте хотелось знать, что такое «незаконное употребление наркотических веществ»… и есть ли законное? А законное – это препараты – лекарства, включающие в себя… Я всё понимаю, но не хочется недоговариваний, двойных моралей. Всё начинается с головы и воспитания в школе и семье. Правду нужно говорить.
– Но все говорят, что у них всё нормально.
– И у всех показатели растут. Ссылаешься на статистику, все говорят: «Это не у нас. У нас всё нормально». Что это за показатели, позитивы такие, сложив которые получается негатив. Что за математика такая, когда 2 + 2 = 0 или минус четыре? Когда я спрашиваю, мне в ответ говорят о нехватке средств и времени. Странно, но, когда мы говорим о профилактике, многие воспринимают именно как профилактику алкоголизма для алкоголиков, наркомании для наркоманов и т.д. Когда учебным заведениям мы предлагаем профилактику, например, наркомании, мне отвечают: «У нас наркоманов нет». Ещё говорят: – «Мы им про это уже рассказывали. Они знают, что СПИД – это плохо, и, что водку пить нельзя, и курить. Что им ещё говорить, они и так всё знают». Вот так. Вы знаете, я часто спрашиваю «Зачем вы рассказываете про наркотики и алкоголь? Они, что, вас спрашивают?» – не спрашивают. Тогда, зачем?» Учителя не говорят о планах, предписаниях, птичках и галочках. Только одно рассказывают учителя, а другое во дворах. Да и низкопробное телевидение зачастую формирует «миф о крутизне». Дело не в информации. Информации много. Дело в форме подачи информации. На пачках сигарет тоже пишут про болезни и смерть. А толку? Дело не в количестве информации, а в подаче и вере тому, кто «говорит и показывает». «Один в поле не воин?» – воин – профессор Жданов воин. Ему верят. Ведёт себя, как мужчина.
– Детей нужно любить. Педагогика – наука об искусстве любить детей.
– Обязательно. Слава Богу, есть такие учителя, которым “руки целуют”, всю жизнь их помнят и не отворачивают головы после окончания школы.
– Есть учителя, о которых говорят: «Она или он учитель от Бога».
– Есть. Мне повезло. Она всех считает своими детьми и интересуется судьбами бывших учеников, радуется победам. – А, когда я слышу печальные истории о своих, – говорит она, – я всегда принимаю это, как личную трагедию… всегда вспоминаю, прокручиваю в голове то «школьное кино», начиная с шестого, пятого класса и раньше. И я всегда уверена, что всё можно было исправить, что это я что-то не досмотрела, не доделала тогда… Где-то промолчала, где-то недосказала или сказала не то, не так. Я слушал её и не мог понять, как в этом маленьком человеке может уместиться такое огромное сердце. А она всё рассказывала и рассказывала… Затем она заплакала. Затем сказала, что никогда бы не ушла из школы. Затем попросила меня, пока она будет жива, никому об этом не рассказывать. Её уже нет. Она рассказала мне, что недавно узнала, что одна из её выпускниц в больнице. – И я оставила всё, купила апельсины, – говорит она, и помчалась в ту больницу. В палате девочки не было. Врачи сказали, что она на прогулке. И я, как сумасшедшая, побежала в тот парк, – продолжает она… И бегала там, бегала, искала… но нигде не находила той прекрасной белокурой хохотушки. Через некоторое время, её по имени окликнула женщина с инвалидной коляской в руках. Я подошла. В коляске лежало пол человека… Только по тем красивым глазам-вишенкам и голосу, говорит она, я узнала в ней… - Тогда я не выдержала, – заплакала она, – тогда я упала перед ней на колени и просила-просила прощения за всё, за всё… за всё просила… А эта девочка, точнее, то, что от неё осталось… А эта девочка плакала и повторяла: «Извините, пожалуйста, я больше так не буду». Вот так. Позже мать учительнице рассказала, что дочь связалась с дурной компанией; три года принимала наркотики. Всё вынесла из дому. Сейчас ей отрезали две ноги и руку. – Я бы никогда не оставила школу, – плакала учительница тогда. Через некоторое время, – продолжила она, – что-то оборвалось во мне, точно мне отрезали те руки, ноги… и сердце.
– Ужас! Если бы я услышала такое…
– Ужас. Когда она мне это рассказывала, я плакал. Правда. Ещё она считает… считала, что родителей нужно по чаще собирать и напоминать, что школа не камера хранения, куда ребёнков сдают, чтобы они не потерялися. Ещё родителям нужно постоянно напоминать, что они каждый день сдают экзамены на то останется чадо с ними или пойдёт на стороне искать понимающих. И об ответственности нужно напоминать. И перед кем. – Говорят, что все мы Божьи дети. Получается, что Бог доверяет нам детей своих, – ещё сказала мне тогда учительница. – Вы представляете, какая это ответственность и перед кем. И кого он будет наказывать за детей своих?
– У многих родителей сил хватает только на вечерние рывки с криками. Ещё, если что-то случается, они считают, что виновата компания, а мой сыночка или доченька хороший. Правда?
– Мне кажется, что в этом все родители одинаковые. Как сказал мне один отец: «Грош цена оценкам, всей этой школе, поступлениям, если они не доживают до тридцати лет. Пусть выйдут на улицу, заглянут в подворотни, тюрьмы, кладбища, пусть узнают, что их бывшие малыши творят». Ещё он назвал министерство образования «монстром с бумажным сердцем».
– Жестко.
– Неизвестно. Я его понимаю, – он сына год назад похоронил. Школы не виноваты, тогда почему всё начинается после окончания? Если у нас, что-то болит, мы идём к доктору. Он прописывает нам лекарство. Правильно? Если оно не помогает – не работает, мы снова идём к доктору, и он прописывает другое, трете, четвёртое… И так может продолжаться, но рано или поздно мы меняем доктора. Правильно? А тут годами не работают методы профилактики. Годами я слышу статистику, за которой стоят убитые горем родители. И этого нельзя не заметить. Как мне прикажете относиться к тем похороненным или больным процентам? Круглосуточный психоз, поднимаемый в связи со смертью от вируса новоявленного гриппа, – соринка в глазу по сравнению с 120 000 детей, ежегодно гибнущих только от наркомании и болезней, причиной которых стало употребление наркотиков. Об этом не шептать нужно, а кричать. А пока, под нечеловеческие крики матерей на могилах, осиротевшие семьи ежегодно хоронят детей. И тишина. А позорное место в мире по детскому и подростковому алкоголизму? А темпы распространения СПИДа, рака и туберкулёза? Вот результаты работы, точнее, бездействия. Власти, который год демонстрируют несостоятельность, преступную бездеятельностью в решении заявленных проблем. Но наше безвольное «козацство» не может проснуться даже тогда, когда умирают дети. Это ли не пример вырождения нации? Сколько ещё детей должно погибнуть, чтобы у властьпредержащих проснулась жалость, совесть или страх. Сколько ещё детей должно погибнуть, чтобы на государственном уровне эффективно решались проблемы? Думаю, что все или почти все мероприятия по профилактике негативных явлений среди молодёжи в Украине носят формальный, а посему, – бесполезный характер. И меняться такой – планово-безполезный подход, в будущем не собирается. Вы меня спрашивали: «Что делать?». Сначала нужно определиться с ценностью жизни и расставить приоритеты развития нашего государства. Нужны однозначные, позитивные, волевые решения и действия в вопросах формирования здоровой и здравомыслящей Нации. Но, пока, воли и желания нет. Или зрения нет. Ни зрения, ни слуха, ни совести нет. Душа не болит у них. По видимому, сильно затемнены стёкла их бронированных авто.
– Я слышала, что за 10 лет в Афганской войне погибло (убитыми) 3360 солдат из Украины.
– Я тоже знаю эту цифру. Матери до сих пор не могут успокоиться. Ещё я читал статистику, там посчитали, что алкогольный и наркотический террор, не считая деградации, уносит больше жизней, чем любая война. Неуправляемых процессов в обществе нет. Взирая на нашу черную статистику, темпы и перспективы, мы ставим вопрос о необъявленной войне нашей территории. Кому-то выгодна эта ситуация. Кому-то выгодна эта смертность. По-видимому, кому-то мы, вместе с нашими детьми, мешаем на нашей земле. Может, некие глобалисты уже сложили нам цену, определили нам место на нашей земле? Может, не вышли мы лицом? Может, кто-то считает, что мы не достойны жить на этой земле, обладать богатствами, природными ископаемыми, реками. Может, кто-то считает себя волком, но мы не ягнята из басни. Не может быть случайностью такая смертность. Детей нужно спасать! Сколько людей должно остаться на Украине, чтобы вопросы здоровья и жизни, стали приоритетными, общенациональными? Как активизировать процесс и повернуть лица? Как взять за сердце, чтобы у властьпредержащих открылись глаза, проснулась совесть, чтобы они заплакали на тех кладбищах?
– Как?
– Не знаю. В кабинетах нам говорят, что всё хорошо, в смысле могло быть и хуже. (Вздыхает) Только детей жалко. Много в семьях недолюбленых детей. Сидят на наших спектаклях переживают. Смотришь на них… Это нас обязывает быть честными. Детей особенно жалко. Дома их гоняют. В школе – методические рельсы проложены, светофоры отлажены – учись, не мешай.
– И веди себя хорошо.
– И веди хорошо. Только для детей вести себя хорошо – значит весело. А тут на старорежимных станках с “Программным управлением” уставшие люди, который год пытаются точить “свободных людей”, но по привычке, опять для ячеек. Для каких ячеек? Единственный предмет, по которому выставляют оценки и которому не учат – это поведение. Правы были м
Вернуться к списку новостей
Вернуться на главную страницу