Гланая В избранное Написать письмо ФОРУМ
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
 

Новости трезвости

 

03.09.2012

В Русской Православной Церкви действуют около 70 обществ трезвости

Как сегодня работают православные общества трезвости, какие шаги по противодействию алкоголизму предпринимает Церковь и как сделать трезвый образ жизни привлекательным – обсудили в эфире радио «Комсомольская Правда» руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Отдела по благотворительности и социальному служению Валерий Доронкин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» священник Игорь Бачинин, а также корреспондент «Комсомольской правды»  Елена Чинкова и радиоведущий Сергей Коровин.

 

ТЕКСТ БЕСЕДЫ В ЭФИРЕ РАДИО «КП» (в сокращении)

 

Сергей Коровин: Я представляю наших гостей и мою соведущую, Елену Чинкову, корреспондента «Комсомольской правды». А гость у нас Валерий Константинович Доронкин, руководитель Координационного центра по утверждению трезвости. И именно так легко и непринужденно перешли к этой теме. Потому что час назад мы обсуждали с нашими слушателями, как оградить от алкоголя наших детей. И интересно, что у нас было очень много звонков, но ни один не позвонил и не сказал, что именно Церковь может помочь в этом. Называли разные рецепты, рассказывали о разных идеях, но никто не сказал о духовной нравственности, которую Церковь проповедует. Так вот, борьба с алкоголем. Как Церковь воюет с такими проявлениями в действительности.

Елена Чинкова: И спасает алкоголиков. Что такое православное братство трезвости? С удивлением прочла и подумала, надо посвятить этому отдельную передачу.

Сергей Коровин: Звоните и высказывайте свое мнение. Валерий, пожалуйста.

Валерий Доронкин: Здравствуйте, дорогие слушатели, меня зовут Валерий Доронкин. Я являюсь сотрудником Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви и занимаюсь координацией, организацией православных программ помощи людям, страдающим алкогольной зависимостью. Также мы занимаемся программами профилактики. В основу своей деятельности мы ставим тезис о важности возрождения в нашем обществе, в российской культуре, в общественном сознании отношения к понятию трезвого образа жизни, как нравственной ценности. На наш взгляд, к сожалению, понятие о трезвости у нас, можно сказать, в нашем обществе, в нашей культуре просто утрачено.

Сергей Коровин: Давайте представим: трезвенник, кто у нас сейчас трезвенник? У нас все, по-моему, немножечко, да выпивают. И считают себя совершенно трезвыми людьми и трезвенниками.

Елена Чинкова: Я знаю трезвенников, которые ставят это во главу угла, свое главное достижение, это сектанты. Совсем недавно была на сектантской свадьбе и свое главное достижение, они мне говорили: «Мы не курим и не пьем».

Валерий Доронкин: Как изменились времена? Сто лет назад пьющий человек, пьяница был общим посмешищем, вызывал порицание. При Петре Первом ему вешали пудовую чугунную медаль на шею. В наше время…

Сергей Коровин: Напомню, в советское время были позорные стенгазеты…

Валерий Доронкин: В наше время посмешищем является трезвенник. Мир перевернулся. Все стало с ног на голову. Смешным является человек-трезвенник. Я возвращаюсь к своему тезису о возрождении отношения к понятию о трезвости, как к нравственной ценности. Что-то произошло и перестало так быть. Теперь при слове трезвенник в голове появляется одна ассоциация, смешная – язвенник. Человек, который в современной компании не пьет, значит, что-то с ним не так. Есть такая украинская поговорка: либо хворый, либо подлюка, абы не пье. То же самое в нашей современной традиции, это человек, который вызывает подозрение. А мой близкий сотоварищ, профессор Григорьев (диакон Григорий Григорьев, преподаватель Санкт-Петербургских духовных школ, сопредседатель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности – Ред.) был врачом на подводной лодке, он говорил: «На флоте говорили: кто не пьет, тот стучит». При этом удивительно, что, а тот, кто пьет, тот не стучит? Мир стоит на голове по отношению к трезвости. Трезвый человек должен оправдываться, он должен сказать: «Знаете, я закодировался. Я больной». Здоровый человек не пить не может. И это задача православных обществ трезвости – развенчать это отношение к этому понятию. И, конечно же, в основе этого лежит боль за наш народ, который по факту вымирает. И есть понятие, так называемого, «русского креста». Если слушатели не знают об этом, можно в интернете посмотреть, что это такое. Это демографический провал, вымирание наших сограждан. Одним из основных компонентов его является нетрезвый образ жизни.

Елена Чинкова: Зачем вы делите православные трезвенники, не православные трезвенники? Чем православный отличается от обычного?

Валерий Доронкин: Православный от обычных трезвенников отличается тем, что православные трезвенники ходят в православный храм. Являются прихожанами, верят во Христа.

Сергей Коровин: Отсюда вопрос: мы помогаем только православным? Тем, кто пытается излечиться от этой болезни, они верят в Бога? А остальные? Получается, православным алкоголикам мы помогаем, а остальным нет?

Валерий Доронкин: В разных православных обществах этот вопрос решается по-разному. Есть православные общества трезвости, которые помогают всем. Есть те, кто помогают тем, кто хочет получить исцеление с Божией помощью, приобщаясь к жизни Православной Церкви и хочет стать православным, надеясь, что это поможет исцелению от алкоголизма.

Елена Чинкова: Сейчас мы узнаем, как помогают. Например, в Екатеринбурге. У нас на связи отец Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства трезвения. Отец Игорь, добрый день. Скажите, пожалуйста, что вас сподвигло на такую и инициативу? Паства что ли пошла нетрезвая? Или как?

О. Игорь Бачинин: Меня сподвиг на эту инициативу личный выбор. Еще до того, как я стал священником, я сам вел трезвый образ жизни. И когда пришел в церковь, увидел, что очень много людей приходят в храм и ищут помощи. И для меня было большое сердечное переживание: столько людей утратили ту радость жизни, к которой стремится человек, именно эту радость они пытаются найти на дне стакана. А на самом деле, радость находится совершенно в другом месте. Она находится не на дне стакана, а внутри самого человека. И как обрести человеку эту внутреннюю радость, это был, наверное, главный мотив, по которому я стал заниматься этой деятельностью

Сергей Коровин: Отец Игорь, по вашим наблюдениям, вы эту работу ведете давно, больше становится людей, которые подвержены этому, больше людей алкоголезависимых или тенденция обратная в вашем регионе?

О. Игорь Бачинин: Я бы сказал, что людей, которые живут нетрезво, к сожалению, становится больше. Если раньше обращались за помощью только люди, имеющие алкогольную зависимость, то сейчас обращаются люди, имеющие наркотическую зависимость, страдающие игроманией. Те, которые имеют какую-то сексуальную зависимость, попадают в зависимость от каких-то духовных сект, то есть людей, которые теряют вот эту христианскую добродетель трезвения, о которой сказал Валерий Константинович. К сожалению, таких людей, по крайней мере, тех, которые обращаются в храм за помощью, их меньше не становится.

Елена Чинкова: Отец Игорь, а вообще такие люди готовы к вашей помощи? Потому что, мало кто из них готов сознаться, что да, я алкоголик, помогите мне?

О. Игорь Бачинин: Да, люди понимают, что у них есть проблема. Нередко первыми приходят в храм их родственники. Они протаптывают дорожку в православный храм. К глубокому сожалению это происходит лишь тогда, когда другие способы и средства решения этой проблемы потерпели фиаско. Приходят в храм, как в последнюю инстанцию, последнюю надежду на помощь, обращаются к Богу в надежде исцелиться от этого недуга.

Елена Чинкова: То есть получается, ваши рецепты действеннее, чем медицинская помощь?

О. Игорь Бачинин: Мы проводили наблюдения, исследования, ведь помимо того, что мы оказываем практическую помощь, мы занимаемся и серьезными научными исследованиями. Не буду называть имени нарколога, но это достаточно известный человек, который сам говорил, что официальная медицина имеет цифры порядка 13-15 процентов годовой ремиссии. Если обращаются за помощью к религиозным организациям, в частности, в Православную Церковь, то доля ремиссии возрастает до 60-80 процентов. Это, в первую очередь, говорит о том, что, как сказал в начале своего выступления Валерий Константинович, алкоголизм – нравственная проблема. Трезвость, как нравственная категория, присуща душе русского человека, нашей национальной  культуре, тем традициям, которые у нас существовали. Она у нас утрачена. Мне непонятно слышать о том, что, «побывала на свадьбе сектантов, и свадьба была трезвая». Это все равно, что «я пришел в школу и увидел там человека, который ходит на ногах». А как же он иначе должен ходить?

Сергей Коровин: Но это действительно парадокс для нашей действительности – трезвая свадьба, представляете?

О. Игорь Бачинин: Трезвость была присуща нашей культуре. Это характерная черта наших русских традиций. Вы посмотрите, другие свадьбы: мусульманские. Те традиции, которые существовали на Украине в Белоруссии. И у нас на Руси эти свадьбы всегда были трезвыми. И трезвость молодоженов всегда было святостью. А уж трезвость невесты, это было обязательным условием, потому что все прекрасно понимали, что через нее в этот мир входит и трезвость и новая жизнь. Эти понятия неразлучны между собой. К сожалению, мы сейчас утратили эту категорию трезвости.

Сергей Коровин: А как это практически выглядит? Приходит человек, которому требуется помощь, вы что, уговариваете его, объясняете, просите? Как вы воздействуете на человека?

О. Игорь Бачинин: Дело в том, что нам уговаривать никого не приходится. Приходят и уговаривают нас о помощи.

Сергей Коровин: То есть они сами определились, что они хотят помощь эту получить и хотят избавиться? И в этом залог успеха?

О.Игорь Бачинин: Да, конечно. Я являюсь председателем братства. В братствах у нас сейчас объединяются более 70 приходских обществ трезвости, расположенных в 34 епархиях Русской Православной Церкви. И помощь, которую мы людям оказываем, заключается в том, что мы им предлагаем присоединиться к нашей жизни. И многие из них обращаются к нам за помощью именно потому, что они уже видят примеры своих окружающих. Или родственников. Или знакомых. Или друзей, которые стали на этот трезвый путь жизни. Именно желая приобщиться к нему, они приходят к нам за помощью.

Чинкова: Спасибо большое, Бог в помощь.

Звонок в эфир, Николай: Я 32 года вожу машину. Я противник крайностей. Я абсолютный противник полной трезвости, и я абсолютный противник алкоголизма. Выпить 200 грамм сухого вина в хорошей компании или с супругой за ужином, это очень хорошо, это полезно. И сто граммов водки не помешают. Я занимаюсь спортом, жму железо по 140 килограммов. Мне 55 лет. Я себя хорошо чувствую. Но борьба с алкоголизмом и продажа алкоголя, это два взаимосвязанных бизнеса. Пока существует продажа алкоголя, на этом будет паразитировать борьба с алкоголизмом. Это платные услуги. Да, Церковь молодец, но это проценты от того, что делается в стране. Есть целые корпорации, организации, которые платно лечат. И лечат так, что люди снова приходят. Это как продажа наркотиков и борьба с наркоманией.

Валерий Доронкин: Я совершенно согласен с выступающим по поводу взаимосвязи алкогольной торговли и алкоголизма. Чем больше в обществе продается алкоголя, тем больше в обществе алкоголиков.

Сергей Коровин: У нас вообще-то, был сухой закон, его не продавали, алкоголь, а алкоголиков стало даже больше.

Валерий Доронкин: Лидеры КПСС в 1985 году видели, что СССР гибнет. Но людям не объяснили, зачем бросать пить. Основной ресурс в борьбе с алкоголизмом вкладывается в просвещение, то есть объясняют людям, зачем им жить трезво, как им жить трезво. Второй ресурс, это ограничение на продажу алкоголя. Одно из первых дел, которое сделал Святейший Патриарх в 2009 году, - был создан Церквоно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы. И первые публичные рекламные ролики с участием звезд нашего спорта, кино, первые рекламные блоки антиалкогольные были сделаны по инициативе Русской Православной Церкви. При участии Церковно-общественного совета. Церковь реагирует на эту боль народа.

Сергей Коровин: Валерий Константинович, трезвенник – это совсем ничего, или можно иногда по праздникам?

Валерий Доронкин: Православные трезвенники никому не запрещают выпивать алкоголь, но всех призывают к трезвому образу жизни. Что такое слово трезвость? Можно открыть любимую «Википедию», там есть определение трезвости, которое дает Всемирная организация здравоохранения. Это абсолютное воздержание от алкоголя. Понятие трезвости у нас в обществе отсутствует. Мы постоянно говорим о трезвости, как о нравственной ценности. Кто-то говорил: я против крайности, я против абсолютной трезвости. А давайте разберемся, что такое алкоголь. Эволюция отношения к трезвости в обществе прослеживается даже в научном сообществе. Еще в 1980-е годы в нашей стране действовал государственный стандарт по производству этилового спирта. Там было написано, что алкоголь – это наркотическое вещество, обладающее нервно-поражающим действием. Сегодня на фоне всех реформ, тотальной доступности, вседозволенности мы не заметили, как в 1990-е годы ГОСТы поменяли. И в ГОСТах теперь нет указаний на то, что  алкоголь – это наркотическое вещество. Там написано теперь – жидкость с резким запахом.

Сергей Коровин: Я не знаю, насколько люди обращают внимание на ГОСТы. Дл многих алкоголь – это просто удовольствие. Начинают это удовольствие отбирать у людей.

Валерий Доронкин: Никто ничего ни у кого не отбирает. Просто время сейчас такое. Время крайностей. Мы сейчас на краю, за которым только бездна. Что такое норма потребления алкоголя? Очень много трезвенников, для которых трезвость является абсолютной нормой. А нормально пить водку 5-летнему ребенку? А 10-летнему? А 12-летнему? А когда становится нормально? В какой момент? Алкоголь – это наркотическое вещество или продукт питания? Если наркотическое вещество, то быть трезвым нормально или нет?

Сергей Коровин: Зададим эти же вопросы нашим радиослушателям. Лен, для тебя алкоголь наркотик, удовольствие? Как ты к этому относишься?

Елена Чинкова: На личном примере – это удовольствие. Как дополнительный элемент стола. А свадьба может быть полностью трезвой? Это не нонсенс, на ваш взгляд?

Валерий Доронкин: Проблема-то в том, что люди не хотят быть трезвыми, не умеют радоваться трезво. Об этом нужно говорить. Когда мы говорим о трезвости как о крайности, для современного общества это вызов. Но если не будет крайних трезвенников, которые будут говорить о реальности, о том, что сотни тысяч людей в нашей стране ежегодно умирают от алкоголя, что тогда будет? У нас несколько миллионов людей стоят на наркологическом учете как алкоголики. Сколько не стоят? Крайняя позиция, при которой говорится о реальном положении дел, о правде, нужна. Если абсолютно трезвого голоса не будет, если у людей не будет права на трезвость, и если трезвость перестанет вызывать уважение, а по факту это так, то мы просто погибнем. Это серьезно.

Елена Чинкова: Право на трезвость – хорошо звучит. Но я все время слышу эту истерику, эти страшные цифры. А помимо говорильни что-то делается? Какая-то отдача уже есть? Есть ли первая статистика хотя бы о деятельности упомянутого вами же Совета при Патриархе?

Валерий Доронкин: Русская Православная Церковь в деятельности этого совета впервые запустила ролики на телевидении. Вы знаете, насколько востребованы они. Церковь нашла возможность сделать ролики, которые пошли на телевидение. Из регионов нас просят: дайте нам на кабельные каналы. И с удовольствием показывают. Потому что спрос на трезвость есть. И, прежде всего, в этом заинтересованы жены, матери. Мы сейчас очень громко говорим о наркомании. А почему она у нас сейчас так распространена? Потому что у нас нормально в обществе быть нетрезвым. Нормально подростку пить пиво. Есть результаты. Законодательство ужесточается. На наш взгляд, это хорошо. Замечательно, что алкоголь сейчас становится менее доступным. Мы идем по пути стран, которые это уже прошли, которые видели, как гибнут люди. Америка очень либеральная страна. Но если вы везете в резервацию с индейцами алкоголь, вас посадят. А что у нас на Чукотке? Церковь – единственный голос, достаточно громкий, который пытается об этой проблеме говорить.

Сергей Коровин: Валерий Константинович, разве дело только в СМИ и в том, что идет пропаганда?

Валерий Доронкин: Одна из главных проблем в том, что трезвый человек в нашем обществе не нужен. У нас статистикой демографической и смертности занимаются органы статистики. Нет при президенте органа, который бы рассматривал, отчего у нас люди умирают, и принимал бы политические решения. Вот Минздрав пытается провести антитабачный закон. Табачные компании вкладывают огромные деньги, чтобы его потопить. Даже в Румынии, которая беднее России, акцизы выше. Если существенно повысить акцизы, то, как говорят наши эксперты, на 30 процентов упадет потребление никотина и до триллиона рублей дохода получит бюджет.

Сергей Коровин: Как все-таки Церковь должна действовать? Мы говорим о братствах. Расскажите об их  принципах работы.

Валерий Доронкин: В 500 метрах от студии, где мы с вами сидим, в храме Митрофана Воронежского, сегодня происходит встреча приходского православного общества трезвости. В первую очередь в это общество приходят родственники. Это люди, которые ищут помощи у Бога и совета у специалистов. Сейчас у них закончился молебен перед иконой «Неупиваемая чаша». Меньшая часть участников таких молебнов – сами люди, страдающие зависимостью. После молебна у них проходят занятия, обсуждения, встречи, проповедь священника.

Сергей Коровин: Это общество не такое, как на Западе: здравствуйте, меня зовут так-то, я алкоголик.

Валерий Доронкин: Есть общее между православным обществом трезвости и анонимными алкоголиками. В нашей стране до революции было около 2 тысяч православных обществ трезвости. Они успешно работали. Членами этих обществ было порядка полмиллиона человек, давших обет трезвости. В то время как вы думаете, какое потребление алкоголя было на душу населения? Меньше пяти литров. Трезвенников было больше. Людей, желающих объединяться на почве проповеди трезвого образа жизни, было больше, а общество было гораздо трезвее, чем сегодня. Сегодня такие общества гораздо нужнее.

Сергей Коровин: Вопрос в том, готовы ли люди поменять свой образ жизни?

Валерий Доронкин: Личная боль – это главный мотив, который приводит человека к Богу. Не просто приход в храм, а возможность общаться, вместе молиться, делать общие дела, участвовать в профилактических программах, вести трезвый образ жизни, трезвый досуг, отмечать трезвые свадьбы.

Сергей Коровин: То есть, найти друзей.

Валерий Доронкин: Есть два апостольских слова, которые применимы к деятельности таких обществ трезвости. Одно из них – «искушен быв, может и искушаемым помощи». То есть, человек, который прошел через некий грех, может помочь другому. Второе, из Послания  к Римлянам святого апостола Павла: если брат мой притыкается или изнемогает, не буду пить вина вовек. Этим руководствуются православные трезвенники, у которых душа болит за близких, за родных, народ, частью которого мы являемся.

Елена Чинкова: Священник в таких обществах работает один или на пару с врачем-специалистом, психологом?

Валерий Доронкин: По-разному. Наших обществ около 70. В большинстве есть батюшки, которые являются трезвенниками. Есть общество, которое получает медицинские лицензии, там работают наркологи, есть, где работают психологи. Есть общества, в которых социальные работники работают. Есть, где только священники. Они совершено разного уровня. Есть три члена общества трезвости, есть 100 членов общества трезвости.

Сергей Коровин: Будем надеяться, что этих обществ будет больше.

Стенограмма беседы на сайте KP.ru



Пресс-служба Отдела по благотворительности и социальному служению

<Летняя Трезвенная школа-слет «Увильды» в Челябинской области каждый год собирает представителей православных обществ трезвости и молодежь со всей России
http://diaconia.ru/news/v-russkojj-pravoslavnojj-tserkvi-dejjstvujut-okolo-70-obshhestv-trezvosti/



Вернуться к списку новостей
Вернуться на главную страницу
Оригинальная идея - Приморское отделение СБНТ