26.09.2012
Несколько серьезных ДТП со смертельным исходом по вине пьяных водителей возобновили на всех ветвях власти дискуссию об ужесточении наказания для любителей горячительного за рулем. Госдума готовит поправки в Уголовный кодекс и КоАП, в Кремле поддерживают этот законодательный порыв. За усиление ответственности вчера высказался и премьер-министр Дмитрий Медведев, видимо, забыв, что именно Белый дом не так давно дал отрицательный отзыв на законопроект о введении новых санкций для нетрезвых виновников аварий, приведших к человеческим жертвам.
О необходимости ужесточить наказание для водителей, которые в нетрезвом состоянии управляют автомобилем, вновь заговорили после крупного ДТП в Москве на Минской улице. Водитель иномарки, в крови которого нашли 1,55 промилле алкоголя, на скорости под 200 км/ч «влетел» на автобусную остановку. Жертвами этой аварии стали семь человек, в том числе пятеро воспитанников детского дома-интерната.
«Наверное, следует подумать о том, чтобы сделать более жесткой уголовную ответственность за такие преступления, потому что даже при таких страшных последствиях, как последнее ДТП в Москве, ответственность достаточно умеренная», — заявил вчера глава правительства РФ Дмитрий Медведев.
Между тем поправки, предлагавшие увеличить срок заключения для пьяных убийц до 15 лет, уже были внесены в Госдуму депутатом от ЛДПР Ярославом Ниловым этим летом, но не были поддержаны Белым домом и Верховным судом.
В аппарате правительства РБК daily пояснили, что законопроект был некачественно проработан, поскольку авторы не сочли нужным поднять нижний предел наказаний. То же, что суды станут применять повышенные санкции к пьяным водителям, в Белом доме сочли лишь предположением разработчиков документа.
Суды действительно слишком снисходительно относятся к пьяным водителям: в 2011 году максимальные сроки (от пяти до семи лет) назначили лишь 1,1% осужденных за убийство по неосторожности одного человека. Большинство (63,7%) любителей ездить «под мухой» отделались заключением на срок от одного до трех лет, 30,3% сели на три-пять лет. Еще более удручающе выглядит статистика приговоров тем, чье вождение привело к смерти двух и более человек. В 2011 году осудили 211 человек, из них сели в тюрьму 194. Со сроками наказания картина та же: только 1% получил срок от восьми до девяти лет. Почти половина пьяных водителей-убийц сели на три-пять лет, и еще 33% посадили на срок от пяти до восьми лет. Всего в 2011 году из-за пьянства за рулем произошло 12 252 ДТП, в которых погибли 2103 человека и 17,9 тыс. человек получили ранения.
Вчера изменилась позиция не только у правительства, но и у думской фракции «Единой России». Депутат-единоросс Шамсаил Саралиев сообщил, что намерен в течение месяца подготовить и внести в Госдуму поправки в Уголовный кодекс РФ, которые устанавливают пожизненное заключение для пьяных водителей, совершивших ДТП, которые привели к нескольким человеческим жертвам.
Глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников заявил, что максимальную планку уголовного наказания в девять лет будут поднимать, правда, «не до пожизненного, как предлагают некоторые». Глава думских единороссов Андрей Воробьев в свою очередь предложил ввести штраф не менее 100 тыс. руб. за вождение в нетрезвом виде, за повторное нарушение — лишение прав пожизненно или на продолжительный период. Он также не исключил введения уголовного наказания для лиц, неоднократно пойманных за пьянку, даже если нет жертв.
«Человек в пьяном состоянии принимает решения, не руководствуясь логикой, поэтому никакое ужесточение наказания в тот момент не способно его остановить, — сомневается координатор общества «Синие ведерки» (ОСВ) Петр Шкуматов. — Можно хоть расстрелом пугать этих водителей, это ничего не даст».
Тем временем полицейские проводят облавы на нетрезвых водителей: только за одну ночь — на субботу, 22 сентября, — в Москве были задержаны 169 человек с подозрением на алкогольное опьянение. Почти половина, 76 человек, отказались от прохождения медицинского освидетельствования. ГИБДД просит с пониманием отнестись к профилактическим мероприятиям и не возмущаться по поводу беспричинных остановок инспекторов.
В последние два года сотрудники ГИБДД отмечают рост ДТП по вине пьяных водителей и связывают скачок с отменой допустимой нормы алкоголя в крови в 2010 году по инициативе тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева. «Когда у нас ввели ноль промилле, водители осознали, что нечего терять: хоть одну рюмку выпьют, хоть бутылку водки — наказание будет одинаковым», — прокомментировал координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
Как выяснила РБК daily, ведомственная статистика не разделяет пойманных подшофе водителей по степени опьянения. «Данные общие: если алкотестер зафиксировал наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, на такого водителя составляется протокол, и документы передаются в суд, который должен лишить такого автолюбителя водительских прав, — рассказал изданию источник в ГИБДД. — Никакой разницы, бутылку пива выпил водитель или еле на ногах стоит, для статистики нет».
Зато по рассказам сразу нескольких сотрудников московской ДПС, семь-восемь человек из десяти, лишенных прав за пьянку, попадаются «по мелочи». «Как правило, дышат в трубочку те, кто уверены, что уже протрезвели и прибор ничего не покажет, многие со вчерашним перегаром, — рассказывает знакомый полицейский. — Совсем иная ситуация с отказниками: девять из десяти водителей, не пожелавших «продуться», оказываются сильно пьяны. Поскольку наказание за отказ от медосвидетельствования и пьянку одно и то же, они, будучи уверенными, что не пройдут тест на трезвость, предпочитают не терять время на продувку. Кроме того, в будущем такие водители всегда могут сказать, что не прошли проверку из-за спешки, ведь факт их состояния не был засвидетельствован».
Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов призвал депутатов при разработке новых норм вспомнить о советском опыте, когда существовали различные степени опьянения — легкая, средняя и тяжелая. По его мнению, дополнительным отягчающим обстоятельством при совершении ДТП должна считаться тяжелая степень опьянения.
Ранее первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству и лидер автомобильного движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков рассказывал РБК daily о планах по введению дифференцированного наказания для водителей исходя из их степени опьянения. По его словам, «пока идет обсуждение, анализ этой темы», реализация же возможна только после того, как вступят в силу поправки, разрешающие до 0,3 промилле алкоголя за рулем.
Предлагается штрафы и срок лишения прав увеличивать пропорционально зафиксированной степени опьянения. «Во многих странах именно так и наказывают водителей — в зависимости от количества выпитого, — отмечает автоюрист Сергей Радько. — Но нам прежде нужно научиться более четко технически определять ту или иную степень опьянения».
25.09.2012 http://www.rbcdaily.ru/2012/09/25/focus/562949984785312 Новость трезвости добавил Яромир19.Вернуться к списку новостей
Вернуться на главную страницу