02.12.2012
Первое чтение антитабачного законопроекта перенесли на следующий год. Об этом «Известиям» рассказали в ответственном за его рассмотрение комитете Госдумы — по охране здоровья. Окончательное решение Совет думы примет около 10 декабря, но председатель комитета Сергей Калашников уверен: принять антитабачный закон до Нового года не удастся.
Разработанный Минздравом законопроект «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» внесен в Думу 31 октября.
— Мы пытались назначить первое чтение на 21 ноября, — рассказывает Калашников. — Иногда 30 днями на согласование проекта с субъектами федерации разрешают пренебречь. Мы предлагали пойти на это, чтобы успеть принять закон до 1 января 2013 года, но совет Госдумы это не одобрил. Формально он прав.
13 ноября в Думу внесен еще один законопроект, аналогичный тому, который разработал Минздрав. Его автор — депутат Алексей Митрофанов.
— По регламенту, если есть два одинаковых законопроекта, идущих в первое чтение, — продолжает Калашников, — то мы не можем рассматривать первый документ, не получив заключений на второй, а для этого нужно еще 30 дней.
По словам депутата, он не удивится, если вскоре появится третий законопроект на ту же тему, затем четвертый и т.д. Если ни один из аналогичных проектов еще не рассмотрен в первом чтении, то, по статье 110-й регламента Госдумы, рассмотрение их всех тормозится.
Предложения Митрофанова отличаются от минздравовских, но это неважно. В первом чтении принимают концепцию законопроекта, поэтому второго на ту же тему быть не должно. Теперь, судя по всему, провести первое чтение антитабачного акта удастся не раньше середины января.
— Многие депутаты — табачные лоббисты. Скорее всего, новые поправки вносятся, чтобы затянуть принятие закона, дать отрасли возможность перегруппировать силы, — заявила сопредседатель Антитабачной коалиции Дарья Халтурина. — Они и раньше выступали за смягчение антитабачных мер.
Получить комментарий Митрофанова по этому поводу не удалось. По словам помощника, у него очень много деловых встреч.
Такой метод в практике Госдумы применяется не впервые, рассказал «Известиям» директор Института международной политической экспертизы Евгений
Минченко. К примеру, в 2009 году лоббисты с помощью альтернативных
проектов задерживали принятие разработанного Минпромторгом закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Проект закона «Об охране здоровья населения от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» обнародовало в августе 2011 года
тогда еще Министерство здравоохранения и социального развития. Документ
предусматривает запрет на продажу сигарет в нестационарных торговых
объектах, магазинах площадью менее 50 кв. м в городах и 25 кв. м в селах. В нем содержится
запрет на курение в учреждениях культуры, спорта, медицинских и
образовательных учреждениях, на городском и пригородном транспорте, на
открытых территориях на расстоянии менее 10 м от входов в помещения
железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, портов, станций
метрополитена, на территориях детских площадок и пляжей. Также вводится полный
запрет на курение в местах общественного питания. Табачным
компаниям запрещается оказывать спонсорскую поддержку в сфере
образования, физической культуры, спорта, здравоохранения и культуры, а также
взаимодействовать с органами власти. Плюс запрещаются некурительные
табачные изделия и вводятся минимальные цены на сигареты.
Алексей Митрофанов в своем законопроекте предлагает оставить киоскам
возможность продавать сигареты, а собственникам кафе и ресторанов —
самим решать вопрос о запрете курения в своем заведении.
Жесткие меры не поддерживают и некоторые другие депутаты. Так, на парламентских слушаниях антитабачную общественность удивил лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Он заявил, что запрет на продажу сигарет в киосках и небольших магазинах приведет к табачным бунтам среди населения.
— Я поддерживаю идеологию и смысл законопроекта, — сказал Миронов. — Но буду настаивать на поправках, касающихся ограничения мест продаж. Если не будет ни одного ларька, где можно купить сигареты, у нас начнутся табачные бунты, как в 1980-х, появятся сигареты низкого качества и контрафакт.
Схожей позиции придерживаются и в комитете по экономической политике.
— Полностью запрещать продажу сигарет в киосках еще рано, — считает председатель комитета Игорь Руденский. — Здесь необходим переходный период, так как многие населенные пункты и отдаленные микрорайоны не оборудованы стационарными торговыми объектами. Кроме того, мы предлагаем усилить ответственность за продажу табака, особенно несовершеннолетним. Скорее всего, надо увеличивать штрафы, но конкретных цифр у нас еще нет.
Также в комитете обсуждалась возможность все-таки разрешить собственникам кафе и ресторанов самостоятельно принимать решения о запрете курения, но окончательная позиция по этому вопросу еще не выработана.
Текст законопроекта может претерпеть и другие изменения. Так, в комитете по культуре запрет на спонсорство для табачных компаний назвали дискриминацией.
— Это будет дискриминацией по отношению к учреждениям культуры, — говорит первый зампред комитета по культуре Елена Драпеко. — Пока в комитете мы это не обсуждали, но если табачные компании существуют, то пусть от них будет хоть какая-то польза учреждениям культуры. Спонсорство не влияет на количество курящих и доходы компаний.
Вернуться к списку новостей
Вернуться на главную страницу