01.09.2013
Друзья, единомышленники, нужна ваша помощь!
Табачники, проигравшие полгода назад битву здоровым силам российского общества хотят взять реванш, надо им помешать.
В феврале 2013 года был принят Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Он призван освободить Россию от табачной эпидемии, насаждаемой международной табачной индустрией.
Битва за этот закон была выиграна благодаря активному участию в обсуждении общественных организаций и отдельных граждан. Письма поддержки отлично сработали и помешали табачным лоббистам в Государственной Думе ослабить этот закон.
Но есть проблема - это закон непрямого действия. Он лишь декларирует пакет запретов и ограничений, а реализовываться он должен через внесение изменений в ФЗ "О рекламе", в налоговый кодекс и КоАП. Усилия табачных лоббистов привели к тому, что депутаты ГД РФ ушли на каникулы, приняв очень слабые поправки, вполне устраивающие табачную индустрию.
Ситуацию надо срочно менять. Минздрав разработал проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»». Он предусматривает эффективные штрафы за курение в общественных местах и вовлечение детей в курение, полный запрет рекламы табачных изделий, рост налогов на сигареты.
С 22-го июля на сайте "Единого портала раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" идёт обсуждение этого крайне необходимого законопроекта.
Обсуждение идёт вяло, письма поддержки пока единичные.
Табачники сейчас делают всё, чтобы этот законопроект завалить - отказаться от штрафов за курение в общественных местах, от запрета рекламы табака, направленной на детей и подростков, от роста акцизов на табачные изделия. Если это произойдёт, то ФЗ от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» станет бесполезным, он работать не будет.
Табачные лоббисты уже запланировали целый ряд активных действий по разваливанию антитабачных законов и защите своего страшного бизнеса.
Надо срочно, отправить как можно больше писем поддержки от разных организаций в Минздрав.
Обсуждение заканчивается 05.09.2013 !!!
Письма следует из Word конвертировать в PDF, предварительно распечатать, подписать и отсканировав, сохранять в формате PDF. Отправить на электронный адрес: DashicirenovaAD@rosminzdrav.ru
Почтой России не уже успеть!
Для облегчения задачи прикрепляю большую болванку, которую можно использовать, изменять, сокращать.
Алексей Шабашов,
член Координационного совета по борьбе против табака при министерстве здравоохранения российской федерации,
к.м.н., доцент, магистр общественного здоровья,
shab_a@mail.ru
член Координационного совета по борьбе против табака при министерстве здравоохранения российской федерации,
к.м.н., доцент, магистр общественного здоровья,
shab_a@mail.ru
Шаблон обращения
<Название организации, логотип, штамп>
Министру здравоохранения Российской Федерации
В.И. Скворцовой
Министру здравоохранения Российской Федерации
В.И. Скворцовой
Уважаемая Вероника Игоревна!
<Название организации> рассмотрела проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – законопроект).
Полностью согласны с тем, что, законопроект подготовлен для достижения целевых ориентиров, установленных Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 1563-р (далее – Концепция), и в связи с принятием Федерального закона № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 (далее – Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ).
Отметим, что курение убивает в России от 330 до 400 тыс. человек ежегодно и является одной из основных причин демографического кризиса в России. Экономические потери от курения составляют около 3% ВВП Российской Федерации и складываются, прежде всего, из последствий смертности и заболеваемости людей старшего трудоспособного возраста, и более низкой производительности труда курильщиков.
По данным исследования "Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака" (GATS) в России курит 60,2% мужчин и 21,7% женщин. Всего курят 43,9 млн. взрослых, что составляет почти 40% населения страны и является самым высоким показателем распространенности курения в странах, в которых было проведено данное исследование (всего 14 государств, включая Россию).
Такая ситуация получила оценку как угрожающая здоровью населения Российской Федерации и требующая принятия неотложных мер.
Стоит отметить, что такие меры заложены в Федеральном законе от 23.02.2013 № 15-ФЗ, и их комплексное применение в перспективе позволит сократить уровень потребления табака на 40-50%. Это может снизить смертность в Российской Федерации на 150 000 – 200 000 человек в год, а также будет способствовать выполнению Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», а именно, увеличить среднюю продолжительность жизни населения к 2018 году до 74 лет.
Совершенно очевидно, что успешная реализация поддержанного большинством населения России Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ зависит от того, насколько детально будут проработаны поправки в другие законодательные акты, в том числе поправки, предусматривающие увеличение акцизов на табачную продукцию, полный запрет рекламы и вводящие санкции за нарушение норм Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ.
В связи с этим, <Название организации> полностью поддерживает предлагаемое статьей 2 законопроекта увеличение акцизов на табачную продукцию, предусматривающее увеличение акцизов на все виды табачных изделий до среднего уровня налогообложения среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения. Повышение акцизов на сигареты является самой эффективной мерой по снижению потребления табака. Акцизы на сигареты в России в десятки раз ниже, чем в странах с эффективной антитабачной политикой. Расчеты Российской экономической школы показывают, что повышение акцизов и цен на сигареты до минимального уровня Европейского Союза позволит привлечь в российский бюджет дополнительно около 600 млрд. рублей и спасти около двух миллионов жизней россиян в течение ближайших пяти лет.
Всероссийский опрос об отношении к мерам по борьбе с табакокурением показал, что 70% россиян поддерживают повышение цен на сигареты с целью снижения уровня курения.
Кроме этого, предлагаемый законопроектом полный запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе, трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров должен быть уже введен, поскольку в соответствии со статьей 13 Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (далее – РКБТ) каждая Сторона, в соответствии со своей конституцией или конституционными принципами, вводит полный запрет на всю рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий. Эта норма должна быть принята в течение пяти лет после вступления Конвенции в силу для данной Стороны (РКБТ вступила в силу в России 1 сентября 2008 г.). Исключение делается для государств, чьи конституции не позволяют ввести такой запрет. Необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации и установленные ей конституционные принципы не содержат каких-либо ограничений для установления запрета рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. Более того, действующее законодательство Российской Федерации о рекламе уже содержит достаточно развернутый перечень товаров, реклама которых не допускается (статья 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).
Широко распространенная, доступная, ориентированная в основном на молодежь и женщин, реклама табачных изделий должна быть запрещена полностью. Полный запрет рекламы, продвижения табака и спонсорства табачных компаний существенно снижает уровень курения. Исследование введения полного запрета рекламы табака, проведенное в четырех странах (Финляндия, Франция, Новая Зеландия и Норвегия), показало, что потребление сигарет на душу населения снизилось на 14–37% после вступления в силу запрета на рекламу. Анализ потребления табака и запретов рекламы табака в 102 странах показал, что полные запреты на рекламу могут снизить потребление табака, в то время как частичные запреты малоэффективны или совсем неэффективны. При этом, согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в апреле 2013 г., полный запрет на рекламу табака поддерживает 83 % россиян.
Таким образом, для выполнения международно-правовых обязательств по РКБТ реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей в Российской Федерации должна быть запрещена полностью, без каких-либо исключений, в кратчайшие сроки.
Что касается изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), <Название организации> поддерживает необходимость введения всех без исключения обозначенных составов правонарушений. Наиболее важными, на наш взгляд, являются санкции, предусматривающие ответственность за неосуществление обязанностей по контролю за соблюдением запрета курения табака индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, и спонсорство табака.
Успешная реализация статьи 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ, вводящей запрет курения на отдельных территориях, помещениях и объектах, во многом зависит именно от предлагаемой редакции статьи 6.24 КоАП, предусматривающей ответственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за отсутствие контроля с их стороны за ее исполнением.
При отсутствии каких-либо санкций индивидуальные предприниматели и юридические лица не будут проявлять инициативу по контролю за соблюдением запрета потребления табака на территориях и в помещениях, используемых ими для осуществления своей деятельности и более того, могут сознательно способствовать таким нарушениям, например, в ночных клубах, барах, кальянных и т.д. Практически, это означает, что в таких помещениях запрет на курение табака нивелируется.
Между тем, около 80% населения Российской Федерации подвергается ежедневному пассивному курению (35% подвергается воздействию вторичного табачного дыма на работе, 90,5% - в барах и 78,6% - в ресторанах). В связи с этим, не обеспечивается безопасная среда обитания человека, свободная от веществ табачного дыма, обладающих токсичными, мутагенными и канцерогенными свойствами.
Напомним, что репрезентативный опрос, проведенный Российской экономической школой и ВЦИОМ, показал, что более 80% россиян поддержали полный запрет на курение в общественных местах и на рабочих местах, включая рестораны и бары.
Мировая практика введения санкций за курение в местах, где курение табака запрещено, также свидетельствует об эффективности подхода наложения санкций на юридических лиц. Такие санкции предусмотрены в законодательстве Великобритании, Египта, Гватемалы, Гондураса, Индии, Израиля, Ирландии, Испании, Канады, Колумбии, Ливана, Маврикия, Малайзии, Мексики, Непала, Новой Зеландии, Норвегии, Панамы, Перу, Сейшельских остров, Сингапура, Тайваня, Турции, Украины, Уругвая, Эквадора, Южной Африки и др.
Также в целях эффективной реализации норм по запрету стимулирования и спонсорства, проектом статьи 6.23 КоАП вводятся определения «стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака» и «спонсорский вклад», что является важным моментом для эффективного применения данного состава правонарушения на практике.
Поскольку набор инструментов для маркетинга табачной продукции огромен, исключительно важно предусмотреть санкции за использование любых каналов маркетинга табачной продукции, что и будет реализовано в случае принятия текста в существующей версии. Заметим, что норма о наложении штрафа в размере, кратном стоимости или сумме спонсорского вклада, либо двукратном и трехкратном при повторном правонарушении, соответствует общим принципам права и полностью отвечает вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Заметим, что табачной индустрией активно спонсируются спортивные и культурные мероприятия, концерты, школьные программы (включая инициативы по предотвращению курения среди молодежи) и т.д., и в случае отсутствия указанных определений в КоАП это даст возможность продолжать эту деятельность, обходя запреты и отделываясь минимальными санкциями за их нарушение.
Исходя из вышеизложенного, <Название организации> поддерживает законопроект, считает его наиболее проработанным и способным при принятии Государственной Думой Российской Федерации обеспечить реализацию норм Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ и тем самым в перспективе сократить потребление табака в Российской Федерации на 40-50%, что, в свою очередь, может снизить смертность в Российской Федерации на 150 000 – 200 000 человек в год.
Должность
Дата
Подпись
Соратники!
Нужно СРОЧНО поддержать вашим письмами законопроект Минздрава, разработанный в дополнение к принятому в феврале антитабачному закону.
Направляю Вам также моё, более краткое письмо, уже отправленное в Минздрав, чтобы вы могли использовать мой текст для своего письма.
Тарханов Григорий Иванович,
первый зам. председателя СБНТ, редактор газеты «Соратник»
Пишите: trezvo@yandex.ru, звоните: +7 (913) 445-59-06
первый зам. председателя СБНТ, редактор газеты «Соратник»
Пишите: trezvo@yandex.ru, звоните: +7 (913) 445-59-06
Министру здравоохранения Российской Федерации
В.И. Скворцовой
В.И. Скворцовой
Уважаемая Вероника Игоревна!
Общероссийская ОО Союз борьбы за народную трезвость (СБНТ) – крупнейшая трезвенническая организация России – рассмотрела проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – законопроект).
Считаем, что, законопроект подготовлен для достижения целевых ориентиров, установленных Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы и в развитие Федерального закона № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 (далее – ФЗ № 15-ФЗ).
СБНТ полностью поддерживает предлагаемое статьей 2 законопроекта увеличение акцизов на табачную продукцию до среднего уровня налогообложения среди стран Европейского региона. Повышение акцизов на сигареты является самой эффективной мерой по снижению потребления табака. Всероссийский опрос об отношении к мерам по борьбе с табакокурением показал, что 70% россиян поддерживают повышение цен на сигареты с целью снижения уровня курения. Расчеты Российской экономической школы показывают, что повышение акцизов и цен на сигареты до минимального уровня Европейского Союза позволит спасти около двух миллионов жизней россиян в течение ближайших пяти лет, а также привлечь в российский бюджет дополнительно около 600 млрд. рублей.
Предлагаемый законопроектом полный запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей уже должен быть введен в соответствии со статьей 13 Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (далее – РКБТ), ратифицированной нашей страной. Поэтому для выполнения международно-правовых обязательств по РКБТ реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей в Российской Федерации должна быть запрещена полностью, без каких-либо исключений, в кратчайшие сроки. Анализ запретов рекламы табака в 102 странах показал, что полные запреты на рекламу могут снизить потребление табака на 14–37%, в то время как частичные запреты малоэффективны или совсем неэффективны. При этом, согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в апреле 2013 г., полный запрет на рекламу табака поддерживает 83 % россиян.
СБНТ поддерживает необходимость введения всех без исключения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), определяющих ответственность за совершение правонарушений относительно положений ФЗ № 15-ФЗ, Наиболее важными, на наш взгляд, являются санкции, предусматривающие ответственность за неосуществление обязанностей по контролю за соблюдением запрета курения табака индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, и спонсорство табачных компаний. Успешная реализация статьи 12 ФЗ № 15-ФЗ, вводящей запрет курения на отдельных территориях, помещениях и объектах, во многом зависит именно от предлагаемой редакции статьи 6.24 КоАП, Репрезентативный опрос, проведенный Российской экономической школой и ВЦИОМ, показал, что более 80% россиян поддержали полный запрет на курение в общественных местах и на рабочих местах, включая рестораны и бары.
Мировая практика введения санкций за курение в местах, где курение табака запрещено, также свидетельствует об эффективности подхода наложения санкций на юридических лиц. Такие санкции предусмотрены в законодательстве многих стран, где осуществляется эффективная борьба с табакокурением.
Также в целях эффективной реализации норм по запрету стимулирования и спонсорства, проектом статьи 6.23 КоАП вводятся определения «стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака» и «спонсорский вклад», что является важным моментом для эффективного применения данного состава правонарушения на практике. Очень важно предусмотреть санкции за использование любых каналов маркетинга табачной продукции, что и будет реализовано в случае принятия текста в существующей редакции. Заметим, что норма о наложении штрафа в размере, кратном стоимости или сумме спонсорского вклада, либо двукратном и трехкратном при повторном правонарушении, соответствует общим принципам права и полностью отвечает вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
В настоящее время табачной индустрией активно спонсируются спортивные и культурные мероприятия, концерты, школьные программы (включая инициативы по предотвращению курения среди молодежи) и т.д., посредством чего осуществляется пропаганда табакокурения. В случае непринятия указанных изменений в КоАП, это даст возможность продолжать эту преступную деятельность, обходя запреты и отделываясь минимальными санкциями за их нарушение.
Исходя из вышеизложенного, СБНТ поддерживает законопроект, считает его крайне необходимым и способным при принятии Государственной Думой Российской Федерации обеспечить реализацию норм ФЗ № 15-ФЗ и тем самым в перспективе сократить потребление табака в Российской Федерации на 40-50%, что, в свою очередь, может снизить смертность в Российской Федерации на 150 000 – 200 000 человек в год.
Первый заместитель председателя СБНТ Г.И. Тарханов
Вернуться к списку новостей
Вернуться на главную страницу